Биография
У бабушки по матери было восемь детей, и в доме у Владимира всегда было шумно и весело, постоянно приходили в гости тёти, которые рассказывали разные фантастические истории, которые будущий режиссёр запомнил на всю жизнь.
Рос активным ребёнком, всегда был лидером и заводилой среди сверстников. Любил спорт, во дворе устраивал спортивные соревнования. С детства в нём всегда присутствовал дух соревнований, необходимый творческому человеку.
В 1956 году в родном городе Славгороде пошёл в общеобразовательную школу. Учился всегда на одни пятёрки, был гордым и самолюбивым, для мальчика отметка четыре означала патологическое унижение. Хотя его мать говорила, что учится он для себя. Очень любил читать. Занимался в музыкальной школе по классу баяна.
Когда Владимиру исполнилось 14 лет, вся семья переехала в Павлодар (Казахстан), где юноша заканчивал школу. Был членом молодёжной военно-патриотической организации «Гринабель». Как скаут имел звание комиссара. Активно занимался многими видами спорта, был чемпионом по прыжкам в высоту в Казахской ССР (прыгал выше 1м90см). Школу закончил круглым отличником.
Мечтал стать лётчиком, но из-за плохого зрения не вышло и он поступил в юридический институт в Свердловске. Но вскоре понимает, что это не его профессия. Тогда Владимир бросает институт и возвращается домой. Работает около года на Павлодарском тракторном заводе художником-конструктором. В 1970 году за компанию с другом поступает в Свердловске в архитектурный институт, планирует стать успешным архитектором.
Принимал участие в студенческом музыкальном ансамбле «Машина времени», где играл на гитаре, пел, сочинял музыку и слова. Получал призы на музыкальных конкурсах. В 1976 году с красным дипломом окончил институт.
Перед молодым человеком открывались большие перспективы в работе, но он идёт в армию. Родители были в ужасе от его решения. Но именно во время службы произошла судьбоносная для молодого человека встреча. Служил во внутренних войсках МВД Свердловской области.
Вместе с другом он пошёл на творческую встречу с Никитой Михалковым, который после общения предложил ему заняться кино. После армии, по совету Михалкова, Владимир некоторое время работает ассистентом художника, а потом и художником-постановщиком на Свердловской киностудии.
Позже едет в Москву по приглашению самого Михалкова, работает у него ассистентом в фильмах «Родина», «Пять вечеров», «Несколько лет из жизни Обломова» и других. В 1981 окончил Высшие курсы режиссёров в мастерской Никиты Михалкова.
Другая судьба
— Владимир Иванович, почти все ваши фильмы, снятые в 2000-е, про историю: XVII век, XIX, начало XX. А «про сейчас» почему не снимаете?
— С одной стороны, это объяснимо: большое видится на расстоянии. С другой — слишком быстро всё меняется. Даже за эти месяцы, пока шли выборы в Америке, которыми мы, как всегда, интересовались больше, чем своей собственной жизнью, как поменялась картина мира! И как мы за это время поменялись — медведь лапой-то взмахнул. (Смеётся.)
Я попытался в «Макарове» и «Патриотической комедии» проговорить эту быстро изменяющуюся реальность. Но перемены 90-х, не совсем однозначные, а вернее, совсем неоднозначные, привели меня в смущение. И это заставило меня от современности отвлечься. Мне захотелось поискать ответы на другие вопросы.
— Какие?
— Извечные. Есть ли у России другая судьба? Почему очередной поворот в ней приводит нас практически к тому же, от чего мы уходили? Откуда это вечное существование на положении этакого полуизгоя в мире при культуре нашей невероятно богатой? Как удалось в течение очень короткого промежутка времени столкнуть несколько раз лбами две державы, которые не должны были бы между собой воевать, — Россию и Германию?
Владимир Хотиненко: тренировать душу нужно верой и поиском смысла жизни Подробнее
— Ответы найти удалось?
— Нет. Но я многое понял о том, из чего состоит судьба русского человека. Что очень точно передаётся словами из песни «Не спешите нас хоронить!».
Испытания, которым нас мир подвергает, — они же всё изощрённее становятся. Потому что им уже понятно: нас на испуг не взять. И они другие способы используют: растлить, развратить. Всё что угодно. Главное — чтобы мы забыли, кто мы. И стремление это, увы, реализуется даже на уровне школьной программы. Сейчас пришла новый министр — надеюсь, что-то изменится к лучшему. А то мы уже начали терять собственное представление о себе. Вряд ли в другом языке существует эта формула — Иван, не помнящий родства. А для нас она более чем актуальна.
— Ну, в 2017-м мы точно вспомним, кто мы и через что нам пришлось пройти. Грядёт 100-летие революции. Хватит ли нам мудрости, чтобы наконец помириться — и между собой в обществе, и с миром?
— Точно могу сказать: нам — хватит. Есть такое в нашем характере: застолье, по пьянке подрались… и тут же помирились. Нет в нас злопамятства! Для нас это естественно — умение прощать. И именно этому призыву — помиритесь! — можно было бы подчинить в ближайшее время всю нашу жизнь. Давайте отдохнём от того, что сами начудили. Так что нам мудрости хватит. Более того, нам хватит терпения дождаться, пока это желание помириться окрепнет и у других.
Личная жизнь режиссера
Режиссёр был женат несколько раз. Первая жена – однокурсница по архитектурному институту в Свердловске, имя её неизвестно. В этом браке в 1972 году у Владимира родился сын Илья. Вторая жена – актриса Казахского и советского кино Камбарова Дилором Файзуллаевна. У них родилась дочь, которую назвали Полиной. В тяжёлые времена актриса вместе с дочерью эмигрировала в США.
С 1996 года до сегодняшнего дня режиссёр в браке с Татьяной Яковлевой. У неё есть сын Денис Аларкон-Рамирес (кинооператор) от предыдущего брака с чилийским режиссёром. Познакомились случайно, когда направлялись в Таллин в составе делегации кинематографистов.
Сегодня Татьяна является членом союза кинематографистов, киноведом, преподавателем во ВГИКе, помогает мужу в его творчестве. Режиссёр считает Татьяну главной радостью его жизни. По словам супруги, дома Владимир очень мягкий, позитивный и щедрый человек.
Интересные факты
- У Владимира есть трое внуков: Серафим (2000), Иван (2002), Фёкла (2003) от сына Ильи. Сын пошёл по стопам отца – режиссёр, сценарист, оператор. Дочь Полина работает художником по костюмам на киностудии в Лос-Анджелесе.
- Владимиру очень нравятся лошади.
- Любимый режиссёр – Клин Иствуд, писатель – Достоевский.
- Известно, что его дед по отцу погиб во время ВОВ на фронте. Дед по матери был донским казаком и Георгиевским кавалером, погиб в лагерях.
- У режиссёра есть родная сестра Татьяна, которая также по натуре является очень деятельным человеком.
- В свободное время Владимир Хотиненко смотрит любимый канал «Дискавери».
Владимир Хотиненко сейчас
Сейчас Владимир Хотиненко продолжает исследовать тему революции, которую затронул в последнем своем художественном фильме. В 2019 году он выпустил исторический экшен «Ленин. Неизбежность», который уже представил на кинофестивале в Каннах.
Режиссер Владимир Хотиненко
Позднее эту картину режиссер привез в Ульяновск, на международный фестиваль кино «От всей души», президентом которого стал. Помимо специальной премии губернатора Ульяновской области, которую завоевала лента мастера, на родине Владимира Ильича также открыли звезду с именем Хотиненко на местной «Аллее звезд».
Профессиональная деятельность
В 1981 году, окончив у Михалкова Высшие режиссёрские курсы, переезжает жить в Москву. Первый свой фильм Владимир Хотиненко снял в 1984 году – «Один и без оружия». В 1987 режиссёр заявляет о себе, сняв кинокартину «Зеркало для героя», и становится, по мнению кинокритиков, многообещающим режиссёром.
Фильм рассказывает о том, как люди затерялись во времени, и у каждого из них есть возможность что-то изменить в своей жизни.
Режиссер снимает фильмы, только когда увлекается какой-либо темой. Снимает обычно об исторических событиях Российской империи. Одними из лучших его фильмов, без которых уже невозможно представить себе российский кинематограф: «Макаров»(1993), «Мусульманин»(1995), «72 метра»(2004), «1612»(2007), «Достоевский»(2011), «Бесы»(2014).
В кинокартинах Владимира всегда играют ведущие актёры современного кинематографа, среди которых Евгений Миронов, Федор Бондарчук, Александр Балуев, Владислав Галкин, Марат Башаров, Сергей Маковецкий и многие другие. Талантливые люди режиссёра приводят в восторг, он любит с ними общаться и работать.
Режиссёр периодически снимается и как актёр, его можно увидеть в фильмах «Родня»(1981), «Казачья забава»(1982), «За кем замужем, певица?»(1988), «Самолёт летит в Россию»(1994) и многих других.
Владимир Хотиненко периодически пишет сценарии и продюсирует свои работы. Является лауреатом множества премий, призов, наград и гран-при на разных кинофестивалях. В 2016 выпустил автобиографическую книгу «Зеркало для России», где описал свой взгляд на прошлое и будущее России, рассказал о своей жизни.
С 2021 года стал членом Общественной палаты РФ. В конце 2017 года вышел 27-ой фильм Владимира как режиссёра – «Демон революции», в котором он показал исторические и драматические события 1915-1917 годов в России. Работает над новой кинокартиной «Твёрже камня» о периоде правления Петра I.
Сегодня режиссёр продолжает жить кинематографом, его фильмография насчитывает более 60 работ в кино. Владимир не только снимает кино, но и работает во ВГИКе и других театральных вузах Москвы, преподаёт режиссуру. Ученики Владимира, молодые режиссёры, уже сегодня доказывают своё мастерство на различных международных конкурсах и фестивалях.
Фильмы
Первой самостоятельной работой Владимира Хотиненко стал приключенческий боевик «Один и без оружия», рассказывающий о сотрудниках уголовного розыска из провинциального городка. Дебют был встречен одобрительно, но успех пришел к режиссеру в 1987 году, когда тот снял фантастическую притчу «Зеркало для героя».
С помощью петли времени Хотиненко заставляет героев картины снова и снова проживать один и тот же день – 8 мая 1949 года. Режиссер снимал ради поколения родителей, которые жили в сталинский период, а во время перестройки заслуги старшего поколения одномоментно были перечеркнуты.
В начале 90-х на экраны вышли фильмы молодого самобытного режиссера – сатирическая комедия «СВ. Спальный вагон», экранизация одноименного произведения С.Алексеева о жизни в сибирской деревне «Рой», фильм «Патриотическая комедия», притча «Макаров». На главные роли Владимир Хотиненко утверждал артистов первой лиги – Ларису Гузееву, Сергея Маковецкого, Светлану Крючкову, Владимира Ильина.
Еще один резонансный фильм вышел в 1995 году. Социальная драма «Мусульманин» вызвала неоднозначную реакцию кинокритиков из-за претензионного сравнения христианства и ислама. На самом деле Владимир Хотиненко хотел подчеркнуть, что в религиях заповеди одинаковые, а законы нравственности стоят выше, чем условности церковных постулатов. С помощью главного героя, который решил жить именно по предписанным правилам и четко соблюдать сказанное в священных книгах, режиссер показал двусмысленность человеческой жизни.
В 1999 году Владимир Хотиненко приступил к созданию драмы «Страстной бульвар» о жизни спившегося актера, который спустя 10 лет решил вернуться к прежней жизни. Через три года режиссер выпустил триллер «По ту сторону волков» о послевоенном времени. Сюжет фильма был построен вокруг истории о расследовании загадочных убийств, происходящих в провинциальном городке. В актерский состав фильма вошли Владислав Галкин, Александр Балуев, Валентин Гафт, Нина Усатова, Ольга Остроумова, Иван Бортник. В это же время выходит очередной фильм из серии «Следствие ведут Знатоки. Десять лет спустя», постановка которого была доверена Хотиненко.
В 2003 году в соавторстве с Александром Светловым и Владимиром Морозовым Владимир Хотиненко выпустил мелодраму «Вечерний звон», в основу сценария которого легла проза Юрия Лужкова.
Интерес у публики вызвала драма о гибели подводной лодки «72 метра», снятая по мотивам одноименного сборника рассказов писателя Александра Покровского. Сюжет не основан на реальных событиях, а скорее показывает психологическую обстановку в рядах военно-морского флота при распаде Советского Союза. Критика фильма сводилась к техническим ошибкам, таким как незадраенные люки подлодки или невозможность потопить современное судно миной времен Второй мировой войны. Но к таланту режиссера, как и к работе актерского состава, претензий не возникло ни у кого.
В 2005 году вышел многосерийный исторический фильм «Гибель Империи», которую снял Владимир Хотиненко по собственному сценарию. В фильме рассказывалось о становлении советского контрразведывательного управления. В этом же году режиссер попробовал себя в документалистике, создав фильм о столице Италии «Паломничество в Вечный город».
Очередной исторической драмой Владимир Иванович порадовал поклонников в 2007 году, выпустив приключенческую драму «1612» о событиях смутного времени. В 2009 году Хотиненко снял военный фильм «Поп», в котором речь пошла о деятельности псковской миссии православной церкви на оккупированных фашистами территориях. После войны все священнослужители были отправлены в советские лагеря.
На последние работы Владимира Хотиненко повлияло творчество великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Сначала режиссер поставил биографический телесериал «Достоевский», который приоткрывает кулису жизни классика литературы, а через три года снял драму «Бесы» по одиозному роману писателя. В этих телевизионных многосерийных фильмах Владимир Хотиненко также выступил и как сценарист, значительно переработав изначально задуманные сцены и диалоги.
В 2015 году фильмография кинорежиссера пополнилась новой работой – драмой «Наследники
». Сюжет фильма был построен на обсуждении в студии популярного ток-шоу личности Преподобного Сергия Радонежского. Во время программы телеведущий (Леонид Бичевин) начинает вести себя провокационно, пытаясь разоблачить православную церковь, но добивается обратного эффекта, на который не рассчитывал.