Булат Шалвович Окуджава | |
Дата рождения: | 9 мая 1924 |
Место рождения: | Москва, СССР |
Дата смерти: | 12 июня 1997 |
Место смерти: | Париж, Франция |
Була́т Ша́лвович Окуджа́ва
(1924—1997) — российский поэт, композитор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, написанных на собственные стихи, один из основоположников и наиболее ярких представителей жанра авторской песни.
Биография
Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 г. в семье коммунистов, приехавших из Тбилиси для партийной учебы в Комакадемии. Отец — грузин, мать — армянка.
Первое место жительства — ул. Арбат, д.43, коммунальная квартира на 4-м этаже.
Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома; из-за конфликта с Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на вагоностроительный завод. Отец Булата выписал семью к себе на Урал.
После ареста родителей в 1937 — отец был расстрелян по ложному обвинению в 1937 г., мать сослана в карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 г. — Булат с бабушкой вернулся в Москву. В 1940 г. Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.
В апреле 1942 г. Окуджава пошел на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной минометный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. В военных действиях участия практически не принимал; был случайно ранен под Моздоком.
К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спа́лось» (1943), текст которой не сохранился.
Вторая песня была написана в 1946 году — «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»).
После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 г. начал работать учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи, затем в Калуге.
C 1955 года — член КПСС.
В 1956 г. Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнять под гитару, быстро завоёвывая популярность.
Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».
В 1961 ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.
С 1962 — Член Союза писателей СССР.
В 1970 на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня на слова Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…». Окуджава — автор и других популярных песен для кинофильмов (кинофильм «Соломенная шляпка» и др.)
Первый диск с песнями Окуджавы вышел в Париже в 1968. С середины семидесятых годов диски Окуджавы выходили и в СССР.
Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоевывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля еще вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский.
В 1961 Окуджава дебютировал как прозаик: в альманахе «Тарусские страницы» опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987).
Опубликованы повести: «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (часть 1. — 1976; часть 2. — 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983).
С начала перестройки Булат Окуджава занимает активную демократическую позицию, участвует в текущей политике.
C 1989 — член-учредитель русского ПЕН-центра.
В 1990 выходит из КПСС.
С 1992 — член комиссии по помилованиям при президенте РФ; с 1994 — член комиссии по Государственным премиям РФ.
Также:
- Член учредительного совета газеты «Московские новости».
- Член учредительного совета «Общей газеты».
- Член редколлегии газеты «Вечерний клуб».
- Член Совета общества «Мемориал».
С начала 90-х живёт в основном в Германии. 23 июня 1995 года состоялся концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
12 июня 1997 г. Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Сlamart), в военном госпитале.
Похоронен на московском Ваганьковском кладбище. У дома 43 на Арбате, в котором жил Окуджава, ему поставлен памятник.
LiveInternetLiveInternet
Воскресенье, 06 Мая 2012 г. 13:29 + в цитатник Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924, Москва, СССР — 12 июня 1997, Кламар, Франция) — советский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е—1980-е годы.
Дышит воздухом, дышит первой травой, камышом, пока он колышется, всякой песенкой, пока она слышится, теплой женской ладонью под головой. Дышит, дышит — никак не надышится. Дышит матерью — она у него одна, дышит родиной — она у него единственная, плачет, мучается, смеется, посвистывает, и молчит у окна, и поет дотемна, и влюбленно недолгий век свой перелистывает. Б. Ш. Окуджава, «Человек»
Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец — Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать — Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница известного армянского поэта Ваана Терьяна. Булат родился поздним вечером в роддоме на Большой Молчановке, 5. Сейчас этого роддома №7 уже нет, но здание его уцелело — это дом 2 по Новоарбатскому (в прошлом Калининскому) проспекту.
Родители долго думали над именем:с восхищением читали что ни попадя, вместе пришли в восторг от «Портрета Дориана Грея» и решили назвать сына в честь британского красавца. Первый месяц жизни Окуджава прожил под именем Дориан. Мария Налбандян, приехавшая в Москву, чтобы помочь дочери в первые недели после родов, называла внука Дариком. Только через месяц, когда пришло время регистрировать ребенка, Шалва признался, что в имени «Дориан» ему стала слышаться претензия — и предложил скромное, но достойное имя Булат. Жена одобрила. Первое место жительства — ул. Арбат, д. 43, коммунальная квартира на 4-м этаже. Ровно через десять лет после Булата родился брат— тоже в мае, двадцать пятого. Его назвали Виктором, он страдал душевной болезнью, что и предопределило его судьбу, одиночество и разрыв почти со всей родней.
Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. В 1929 году отец был переведен в Москву — на курсы марксизма при ЦК ВКП(б). Отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома; из-за конфликта с Лаврентием Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию. В 1932 году был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем Шалва Степанович стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии и вскоре выписал семью к себе на Урал. Булат начал учиться в школе № 32. Учился Булат хорошо, но не был отличником. Обладая хорошей памятью, он все схватывал на уроках, а вместо выполнения домашних заданий много читал.
В 1937 году родители Булата были арестованы, отец был расстрелян по ложному обвинению 4 августа 1937 года, а мать сослана в Карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 году. После ареста родителей Булат с бабушкой вернулся в Москву. Он редко говорил и писал про своих предков и о своей судьбе, лишь к концу жизни он написал автобиографический роман «Упразднённый театр», где рассказывает о невзгодах своей семьи. В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.
В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Был ранен под Моздоком и впоследствии, после излечения в госпитале, был демобилизован. 20 июня 1944 года он получает аттестат о среднем образовании и с этого момента живет в Тбилиси уже безвыездно, а 9 мая 1945 года здесь же отмечает свой двадцать первый день рождения. В аттестате, выданном Третьей вечерней школой, две пятерки (русский язык и литература), четверки по химии, истории, черчению («графике») и немецкому, а по алгебре и геометрии, географии, биологии, астрономии, тригонометрии, физике и даже конституции СССР — тройки.
В июне 1945 года Булат поступил на русское отделение филологического факультета Тбилисского университета имени Сталина — без особенных проблем, как фронтовик. Экзамены сдавал с 27 августа по 1 сентября: немецкий устный — на тройку, географию — «хорошо», историю — «хорошо», русский и литературу (устный и письменный) — «хорошо». В феврале 1947 года женился на Галине Васильевне Смольяниновой (1926—1965). Окуджава редко рассказывал о первой жене, тяготился виной перед ней и о семейной жизни в Тбилиси почти не упоминал. Почему он женился так рано, на втором курсе, понять легко: ему нужна была семья, он надеялся найти у Смольяниновых второй дом, но никогда не переставал чувствовать себя в этом доме чужим.
Все без исключения, кто пишет о его первом браке, подчеркивают, что замполиту части не так-то легко было в сорок седьмом одобрить выбор дочери: ввести в семью сына врага народа. Получив диплом, в 1950 году начал работать учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи. Впрочем, сельского учителя из него так и не вышло. В 1954 году, после встречи писателя Владимира Кобликова и поэта Николая Панченко с читателями в Высокиничском районе, Булат подошёл к ним и предложил послушать его стихи. Получив одобрение и поддержку, он перебрался в Калугу, где стал сотрудничать с газетой «Молодой ленинец» и в 1956 году выпустил свой первый сборник «Лирика». В 1956 году после реабилитации родителей и XX съезда вступил в КПСС.
Брак начал разваливаться задолго до того, как они с Галиной развелись официально в 1964 году. Все, кто видел Окуджаву с женой в конце пятидесятых, отмечают их взаимную отчужденность. Не подлежит сомнению одно: Галина Смольянинова была хорошим человеком, искренним и простым, и мужа любила безоглядно. Она собирала его стихи, восхищалась ими, ни в чем ему не перечила, в начале пятидесятых в Калуге спасла ему жизнь. Он долго не решался на развод. Возможно, своё сильное влияние на их отношения оказала утрата первой дочери. Сын от первого брака Игорь Окуджава (1954—11 января 1997), отсидел в тюрьме, принимал наркотики. 7 ноября 1965 года первая жена Окуджавы умерла от острой сердечной недостаточности.
В 1959 году Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор песен (стихов и музыки) и исполнять их под гитару, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956—1967) относится сочинение многих наиболее известных ранних песен Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.).
Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль». В 1961 году ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью. В 1961 год в Харькове состоялся первый на территории СССР официальный вечер авторской песни Булата Окуджавы. В том же году Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус». Для собратьев по перу Булат сформулировал универсальный критерий творчества, сказав: «Каждый пишет, как он дышит».
В Союз писателей он был принят 24 октября 1961 года. Окуджава дебютировал как прозаик: в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987). В круг личных друзей Окуджавы входили Белла Ахмадулина, Юрий Левитанский, Фазиль Искандер.
Вторая жена — Ольга Владимировна Окуджава (д. Арцимович), племянница Льва Арцимовича. В 1962 году она заканчивала физфак ЛГУ. У нее был уже опыт замужества, когда Окуджава, через несколько дней после знакомства, обнял Ольгу за плечи, робко коснулся губами рыжих волос и спросил: «Вы выйдете за меня замуж?». Она сказала: «Да». Возил ее сначала в Тбилиси, к друзьям, а потом ненадолго в Ереван, показать Сильвии. То, что Ольгу сразу приняли Ашхен – мать Булата – и Сильвия, которая пыталась заменить ему мать до самого ее освобождения, для него было очень важно. Это подтверждало его выбор. А в июне перебрался к Ольге окончательно, «с чемоданчиком». Так начался ленинградский период Окуджавы, продолжавшийся с июня 1962-го до конца 1965 года, когда он вместе с женой переехал в дом на Речном вокзале.
Об официальной регистрации брака Окуджава заговорил сам — он хотел сделать это как можно быстрее, но развестись с Галиной не мог: ее сразу выбросили бы из очереди на квартиру в писательском доме. Официальный развод состоялся два года спустя, когда дом был достроен и заселен. В квартире был предусмотрен кабинет для Окуджавы, но он там почти не появлялся. С Галиной они развелись в ноябре 1964 года, когда у Ольги уже родился Булат-младший, с насмешливой гордостью называющий себя бастардом, «плодом беззаконной любви».
Сын — Булат (Антон) Булатович Окуджава (род. 1965), музыкант, композитор. Оле и сыну бывало с ним непросто. Хотя с теми, кого считал своими, он как раз бывал необыкновенно прост и щедр. Творческие люди, как правило, в семейном быту очень неприспособленны. Окуджава же умел и готовить, и посуду мыть, и гвоздь вбить, и во всём всегда беспрекословно слушался свою вторую половину.
«Его самозащитой была некоторая высокомерность. Во всяком случае, многие его так воспринимали. Но он был удивительно трепетный, ранимый. Идёт по улице солдатик — Булатик мог расплакаться. При том, что в его характере волевая сдержанность. Да, была в нём и сентиментальность… Поэт… Я называла его «Облако без штанов». Мягкий, романтичный, импульсивный. Конечно, ему нужна была такая женщина, как Ольга».- Н. Горленко.
В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «А нам нужна одна победа». Окуджава — автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „катюша“» (в нём Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару в солдатской форме) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах.
Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» ( «Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский.
Весьма плодотворным оказался творческий союз Булата Окуджавы с композитором Исааком Шварцем. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные из которых — песня «Ваше благородие, госпожа Удача» («Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка». В 1973 году Окуджава выучился водить машину — это были «Жигули»; с тех пор он дважды ее обновлял, но оставался верен этой марке. Водил он, по воспоминаниям друзей, уверенно, быстро, но аккуратно; как устроен автомобиль, понятия не имел.
Опубликованы повести: «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (часть 1. — 1976; часть 2. — 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983).
3 апреля 1981 году познакомился с певицей Натальей Горленко (род. 10 июня 1955). Сотрудница Института советского законодательства, позже ставшая актрисой, Наталья долгое время была его музой, что отразилось на его творчестве. «Прошло еще немало времени, прежде чем все серьезно началось. Нашим днем мы считали 10 декабря. С этого дня начались наши тайные встречи, наша скрытая до времени от посторонних глаз общая жизнь. Потом он переехал ко мне.» — Н. Горленко.
Он называл ее «Птичкиным» – из-за фамилии, наверное. А она откликалась… «Ситуация была крайне мучительная для нас всех. Мы оба много раз ходили туда-сюда, много вариантов перепробовали. Видимо, тот был единственно возможным. Любил гостей, любил готовить. Делал это прекрасно. По наитию. Любимое блюдо — творожная запеканка. Ели икру, зелень, сыры всякие, пили коньяк. Говорил, что у женщины не надо спрашивать: что вы пьёте? Надо спрашивать: вы будете водку или коньяк? Одна из разлук была особенно долгой, мы договорились расстаться.»- Н. Горленко.
С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию. С 1989 года — член-учредитель русского ПЕН-центра. В 1990 году вышел из КПСС. В 1991 году Булату Окуджаве срочно потребовалась операция на сердце — счёт шёл на дни. Поэта экстренно перевезли в США, где клиника запросила несколько десятков тысяч долларов за лечение. Для семьи Окуджавы это была огромная сумма. Друг поэта Эрнст Неизвестный рассказывал, что положение было настолько безвыходным, что он даже собирался заложить свой дом, чтобы помочь Булату. Но собирали их не друзья, а эмигранты. Они присылали кто по три доллара, кто по триста.. Операция прошла настолько успешно, что через месяц после нее Окуджава отказался… от очков.
Булат Окуджава. Худ. Б. Лукин. Верующим, в привычном понимании этого слова, Окуджава никогда не был, как не был и атеистом — в окопах их не водится. Он исповедовал как религию то, что называется вечными ценностями. Друзья подшучивали над ним, сравнивая с Ганди, — Окуджава и впрямь был на него похож. Сам поэт по этому поводу с улыбкой рассказывал о том времени, когда лежал в лос-анджелесском госпитале: «…Иду по коридору и вижу: прямо навстречу мне идет Ганди. Ничего не могу понять. Подхожу ближе — а это зеркало!»
С 1992 года — член комиссии по помилованиям при Президенте РФ; с 1994 года — член комиссии по Государственным премиям РФ. Был членом учредительного совета газеты «Московские новости», членом учредительного совета «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб», членом Совета общества «Мемориал». 4 октября 1993 года Булат Окуджава подписал «письмо сорока двух». Многие предпочли оказаться над схваткой, но Окуджава был не из тех, кто ценит репутацию превыше всего. Иногда сохранить лицо — как раз и значит эту репутацию принести в жертву.
В 1990-е годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкине. В эти годы Окуджава выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Канаде, Германии и Израиле. 23 июня 1995 года состоялся последний концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
Булат Окуджава скончался 12 июня 1997 г. в Париже (в пригороде Кламар), в военном госпитале после перенесённого гриппа. В первые дни заболевания Окуджаву лечил посольский врач. Но надежды медика не оправдались. Уже через несколько дней у Окуджавы поднялась температура — до 39 градусов. В военный госпиталь «Валь де Грасс» Булат Окуджава пришел собственным ходом — он еще мог ходить. Там ему сделали анализы и пришли к мнению, что у больного сложная степень пневмонии. Дышать Окуджаве становилось все труднее, он даже перестал спать по ночам. На этой почве у него открылась давнишняя язва. Шестая часть легких отказалась работать. Утром 12 июня состояние Окуджавы значительно ухудшилось, и врачи приняли решение срочно транспортировать его в военно-учебную клинику Перси под Парижем, которая специализируется на тяжелых формах легочных заболеваний и располагает лучшей аппаратурой. Однако было уже поздно. В 22 часа по московскому времени он скончался, так и не выйдя из комы. Как грустно заметит затем супруга Окуджавы Ольга Владимировна: «Стянули все танки-пулеметы, всех ангелов с молебнами, но все это уже бесполезно. Все это надо было делать 3 — 4 дня назад». Перед кончиной жена окрестила поэта на смертном одре. Перед самой смертью Булат Окуджава был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печорского монастыря. С ним прощались на Арбате, в театре имени Вахтангова. Похоронен 19 июня 1997 г. на московском Ваганьковском кладбище .
Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы находится в Московской области, в Ленинском районе, п/о Мичуринец, пос. писателей «Переделкино», ул. Довженко, 11, основан — 22 августа 1998 года, открыт — 31 октября 1999 года. 8 мая 2002 года в Москве был открыт первый памятник Булату Окуджаве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка. 8 сентября 2007 года был открыт памятник Окуджаве в Москве во дворе Центра образования № 109. Автор обеих скульптур — Георгий Франгулян.
На улице моей беды стоит ненастная погода, шумят осенние деревья, листвою блеклою соря. На улице моих утрат зиме господствовать полгода: все ближе, все неумолимей разбойный холод декабря. На улице моей души то снег вздохнет, то дождь проплещет, то вдруг загадочно застонет вдали последнее село… Еще за окнами темно, но раскрывается, трепещет похожее на парус робкий синицы легкое крыло. На улице моей судьбы не все возвышенно и гладко… Но теплых стен скупая кладка?.. Но дым колечком из трубы?.. Но звук неумершей трубы, хоть все так призрачно и шатко?.. Но та синица, как загадка, на улице моей судьбы?.. Булат Окуджава 1991
Рубрики: | Люди |
Метки: люди поэты Окуджава ЖЗЛ
Процитировано 48 раз Понравилось: 27 пользователям
Нравится Поделиться
Нравится
- 27 Запись понравилась
- Процитировали
- Добавить в цитатник
Понравилось27
Общественная деятельность, политические взгляды
Вступил в КПСС как только у него появилась для этого возможность (были реабилитированы родители). Известен своими тоталитарными убеждениями. Сохранились следующие воспоминания Олега Михайлова о разговоре с Окуджавой, состоявшемся в 1964 году.
… Вспоминаю, как в 1964 году небольшая группа молодых писателей приехала из Москвы в тогдашний Куйбышев. Гвоздем программы был, конечно, Булат Окуджава и его песни. Я в ту пору чуть не боготворил его (впрочем, многие песни ностальгически люблю и по сию пору). Как-то после очередного концерта за ужином я рассказал о моем (ныне покойном) друге Дмитрии Ляликове. Он, в частности, говорил, что когда на Кавказе узнали, что будто бы Сталин убил Кирова, то начали лучше относиться к Сталину. Слишком много зла натворил в тех краях «мальчик из Уржума». И услышал от Окуджавы: — Этого человека надо расстрелять! Я был поражен: — Но почему же? И Окуджава тихо, но непреклонно ответил: — С Кировым работала моя мама…
(Литературная газета, 7-13 августа 2002 года)
В 1993 году подписал «письмо 42-х» с требованием репрессий против участников событий октября 1993-го года.
О сторонниках Руцкого высказался в интервью газете «Подмосковные известия»от 11 декабря 1993 года так:
…С возрастом я вдруг стал с интересом смотреть по телевизору всякие детективные фильмы. Хотя среди них много и пустых, и пошлых, но я смотрю. Для меня главное, как я тут выяснил, — когда этого мерзавца в конце фильма прижучивают. И я наслаждаюсь этим. Я страдал весь фильм, но всё-таки в конце ему дали по роже, да? И вдруг я поймал себя на том, что это же самое чувство во мне взыграло, когда я увидел, как Хасбулатова, и Руцкого, и Макашова выводят под конвоем. Для меня это был финал детектива. Я наслаждался этим. Я терпеть не мог этих людей, и даже в таком положении никакой жалости у меня к ним совершенно не было. И может быть, когда первый выстрел прозвучал, я увидел, что это — заключительный акт. Поэтому на меня слишком удручающего впечатления это не произвело. Хотя для меня было ужасно, что в нашей стране такое может произойти. И это ведь опять вина президента. Ведь это всё можно было предупредить. И этих баркашовцев давно можно было разоружить и разогнать — всё можно было сделать. Ничего не делалось, ничего!
Вскоре это интервью было процитировано в газете «Подмосковье» — с серьезными купюрами, искажающими смысл высказываний. Были, в частности, пропущены слова о выводе Хасбулатова и других под конвоем, и получалось, что интервьюируемый наслаждался фактом выстрелов. Ссылаясь уже на эту перепечатку, противники поэта неоднократно устраивали ему обстуркцию. Сам же Окуджава прокомментировал свое интервью так: «В газете „Подмосковные известия“ я высказывался против Хасбулатова, Макашова, Руцкого, которых не приемлю. Но не против простых людей».
Выступал против войны в Чечне, за предоставление Чечни независимости. Неоднократно с симпатией отзывался о чеченских сепаратистах. Вот комментарий о Басаеве:
Вы знаете, я не политик и рецептов у меня, конечно, нет. Но я думаю, с этой кровавой и бездарной властью нужно разговаривать очень твердым языком. Вот появился некто Басаев, совершил очень тяжкий поступок, но прекратил стрельбу в Чечне. Наверное этот путь… Я не знаю, что еще можно придумать.
Вдова Окуджавы: Что меня выгнали – не такая беда. Страшно, что музей погибнет
Уволенная с поста директора Музея Булата Окуджавы вдова поэта рассказала Sobesednik.ru, почему это произошло.
Мы наведались в этот музей – небольшой домик в подмосковном поселке писателей Переделкино. Здесь по-деревенски просто и очень уютно. Аккуратные дорожки. Ольга Окуджава-Арцимович загружает в свою старенькую машину папки с бумагами и книги из дачного домика, в котором когда-то жила.
«И вашу машину тоже уберите»
– Что стало причиной увольнения?
– Еще в прошлом году в Министерстве культуры объявили, что будет «кластер» (объединение. – Авт.). Соединят три музея – Окуджавы, Чуковского и Пастернака, и все три будут подчиняться Литературному музею в Москве. Я объясняла, и не раз, что этого делать нельзя! Видимо, раз я несговорчивая и упрямая, от меня решили избавиться – получила приказ о своем увольнении. Директором назначили моего заместителя. Она работала в музее всего два месяца плюс испытательный срок. А теперь вошла ко мне в кабинет и попросила освободить помещение – шестиметровую комнатку, набитую книгами и рукописями. И вот я в майские праздники вывожу эти вещи. «И вашу машину с территории музея тоже уберите, иначе я вызову эвакуатор», – заявила мой бывший зам. Хочу, чтобы вы правильно поняли, – продолжает после паузы моя собеседница. – То, что меня выгнали, да еще столь грубо, не такая беда. Я немолодая, у меня есть другие дела, проживу. Музей погибнет – вот что страшно.
[:image:]
– Может быть, все дело в том, что нынче Окуджава «не в чести»? Ура-патриоты вспомнили его высказывания в 90-е, в том числе о том, что «война не может быть Великой», и другие, объявили его чуть ли не врагом. Может, в переменах в музее все же политика виновата?
– Да патриотизм Булата куда более ценен, чем все их хвастливые лозунги и слова! К тому же наш музей не пропагандировал именно творчество Булата. Мы пропагандировали, если хотите, совесть, благородство, музыку, любовь… Проводили роскошные выставки (нам на них копейки не давали, всё своими силами делали) – о Пушкине в Переделкино, об Анне Ахматовой… Музей был в полном порядке. Фестивали, иностранные делегации, школьные экскурсии… Наш экскурсовод Лидия Васильевна – замечательная, уникальная рассказчица. После ее экскурсий к ней подходят ребята-подростки: «А где все это можно прочитать?» Казалось бы, юное поколение называют нечитающим, но это не так, просто им не прививали интерес, а тут этот интерес не наигранный, искренний абсолютно. Зацепило – и мы рады. Привозят детей с аутизмом: говорят, Окуджава целебен для них. Сама видела, как эти детишки начинали улыбаться, а их родители целовали перила. У меня сотни отзывов от благодарных гостей! У нас тут особая аура. Сейчас безжалостной рукой хотят разрушить.
Администрация президента – «Окуджаевой»
– Вы же пытались отстоять этот дом, который в свое время сами передали государству?
– Я передала его в 98-м. Музей мы создавали 18 лет. Гордо назывались музеем федерального подчинения. Распоряжение об этом статусе давал Владимир Путин. Как министр культуры может отменить распоряжение президента? Я написала письмо на имя Владимира Владимировича. Из администрации президента пришел ответ: «Мы внимательно рассмотрели…» Обратите внимание, на конверте имя адресата – «Окуджаевой О. А.» (я – Ольга Владимировна Окуджава!). Удивительная внимательность! Из администрации президента мое обращение спустили в Министерство культуры. Из Минкульта я получила упрек, что использую обращение к президенту как повод не выполнять приказ Министерства культуры. Круг замкнулся.
[:image:]
– Некоторые авторитетные люди, например писатель Фазиль Искандер, считают, что ничего ужасного в переходе Музея Окуджавы под патронат Литературного музея нет. Может, и вправду не противиться этому решению Минкульта? А там и вам должность вернут – будете заведующей или почетным президентом?
– Как вы не понимаете, я лучше знаю, что нужно нашему музею. Что об этом знают чиновники, которые за 18 лет были здесь 3 или 4 раза? Один раз был недолго проработавший на своем посту министр культуры Авдеев – приятный человек, он приехал попить с нами чаю и познакомиться. Остальные два или три раза приезжали комиссии. Стучали кулаком и грозили пальцем, обещая сделать Музей Окуджавы филиалом то военного музея, то какого-то еще. Они – чиновники – очень большую ошибку совершают. Оказаться чьим-то структурным подразделением – гибельно для нас. Домик-музей у нас старенький. Например, лопается труба (такое как-то случилось) – денег на ремонт не выделяет ни Литфонд, ни Минкульт. Я как директор принимаю решение, нахожу деньги, вызываю мастеров – трубу чинят. А если мы будем одним из подразделений Литмузея? Надо звонить в Москву, чтобы прислали комиссию, комиссия приедет и вынесет вердикт: «Труба прогнила, потому что ржавая». Дальше объявят тендер на починку трубы, и, пока длится эта канитель, музей будет сидеть без воды. Самостоятельность надо людям дать, это повышает ответственность. Но… воткнут кинжал нам в спину. История унизительная. Нечестная, неправильная.
– Вам кто-то помогал за эти 18 лет?
– Люди с улицы. Абсолютно незнакомый парень сделал скамейки. Весной участок бывал затоплен, и другой человек, по фамилии Орлов, сделал дренаж, покрыл гравием, соорудили дорожки. Такие редкие и удивительные подарки. Чиновники – нет, не помогали, мы сами справлялись. Кстати, канал «Культура» в этом году отказался снимать и транслировать концерт из нашего музея 9 мая – это День Победы, а еще день рождения Булата. Раньше всегда показывали. А теперь не стали. Возможно, не хотят вмешиваться в эту скандальную ситуацию.
/Не постороннее мнение
Фазиль Искандер, писатель:
– А может быть, не такая плохая идея – перевести под патронат Литературного музея? Булат окажется в приятной компании с Пастернаком, Чуковским… Будет вышестоящее начальство выдавать деньги на ремонт и выставки. Ольга Владимировна, безусловно, должна остаться главной в музее, это даже не обсуждается, но статусу филиала, думаю, не стоит противиться.
[:image:]
Мариэтта Чудакова, литературовед, историк, писатель:
– Согласитесь, парадокс – из Музея Окуджавы уволили Окуджаву! Музей Окуджавы скорее всего физически и не уничтожат, но это будет совсем другой музей! Однозначно Булата Шалвовича «пригладят»: уберут отдельные стихи и цитаты, некоторые факты его биографии – что его отец был расстрелян в 37-м, в 38-м сослали маму, в 41-м расстреляли родную тетю, сестру отца (у нас же сейчас активно подправляют историю СССР, создавая сугубо положительный имидж!). Словом, перевод музеев в единую структуру – акция гораздо более глубокая, чем представляется на первый взгляд… Надо отстаивать самостоятельность Музея Окуджавы. Пастернака, Чуковского тоже оставить в покое. «Будут выделять деньги и помогать» – наивно даже думать об этом! Нынешние чиновники от культуры в подавляющем большинстве абсолютно некомпетентны: что им в руки попало, то пропало. У меня есть претензии к Баку (Дмитрий Бак – директор Государственного литературного музея. – Авт.), и немало. С какой стати в его подчинении должны оказаться все музеи литераторов?!
[:image:]
/Официально
«Несмотря на реорганизацию, Музей Булата Окуджавы сохраняет федеральный статус, но в составе Государственного литературного музея, – сообщили Sobesednik.ru в пресс-службе Министерства культуры России. – Возвращение прежней должности бывшему директору О. В. Арцимович не планируется. По завершении реорганизационных мероприятий должность директора музея будет упразднена. Минкультуры России предложило Ольге Владимировне остаться в музее после объединения и возглавить его уже как структурное подразделение Гослитмузея, однако от предложенной должности заведующей структурным подразделением она отказалась».
[:wsame:][:wsame:]
Семья и окружение
Был женат дважды. Первая жена — Галина Васильевна Смольянинова, с которой поэт развелся в 1964 г. Сын от первого брака Игорь (1954—1997). Вторая жена — Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын — Булат (Антон) Булатович Окуджава, музыкант, композитор.
В 1981 году познакомился с певицей Натальей Горленко, с которой имел продолжительный роман, что отразилось на его творчестве.
В узкий круг личных друзей Окуджавы входили Белла Ахмадулина, Фазиль Искандер, Андрей Вознесенский, Юрий Казаков, Елена Камбурова, Анатолий Чубайс.
Кабинеты моих друзей
Что-то дождичек удач падает не часто. Впрочем, жизнью и такой стоит дорожить. Скоро все мои друзья выбьются в начальство, и, наверно, мне тогда станет легче жить. Робость давнюю свою я тогда осилю. Как пойдут мои дела — можно не гадать: зайду к Юре в кабинет, загляну к Фазилю, и на сердце у меня будет благодать. Зайду к Белле в кабинет, скажу: «Здравствуй, Белла!» Скажу: «Дело у меня, помоги решить…» Она скажет: «Ерунда, разве это дело?..» И конечно, сразу мне станет легче жить. Часто снятся по ночам кабинеты эти, не сегодняшние, нет; завтрашние, да: самовары на столе, дама на портрете… В общем, стыдно по пути не зайти туда. Города моей страны все в леса одеты, звук пилы и топора трудно заглушить: может, это для друзей строят кабинеты — вот построят, и тогда станет легче жить.
Булат Окуджава
Фото: ИТАР-ТАСС
«…Так что ж я не погиб тогда вначале,
Когда и пули не были слышны?
О, скольких мы сейчас перевенчали бы,
А может, просто не было б войны…»
Б. Окуджава
Одному из основателей жанра современной авторской песни, поэту, прозаику, переводчику, композитору, драматургу Булату Окуджаве 9 мая исполнилось бы 85 лет.
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников. Жил на Арбате до 1940. В 1934 переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Окуджава возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси.
В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны — токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы в Тбилиси добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок. В 1945 Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси.
Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. После окончания университета, с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем — в одной из средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет «Знамя» и «Молодой ленинец». В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль». Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете».
В 1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду. Жил в Москве. Жена — Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын — Булат (Антон) Булатович Окуджава, музыкант, композитор. Булат Окуджава перенес операцию на сердце в США. Скончался 12 июня 1997 после краткой тяжелой болезни в Париже. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 в газете Закавказского военного округа «Боец РККА» (позднее «Ленинское знамя»), где в течение 1946 печатались и другие его стихи. В 1953-1955 стихи Окуджавы регулярно появлялись на страницах калужских газет. В Калуге же в 1956 был издан и первый сборник его стихов «Лирика». В 1959 в Москве вышел второй поэтический сборник Окуджавы – «Острова». В последующие годы стихи Окуджавы печатаются во многих периодических изданиях и сборниках, книги его стихов издаются в Москве и других городах.
Опубликованные произведения
Сборники
- «Лирика» (Калуга, 1956),
«Март великодушный» (1967),
- «Арбат, мой Арбат» (1976),
«Стихотворения» (1984), «Избранное» (1989),
- «Посвящается вам» (1988),
- «Милости судьбы» (1993),
«Зал ожидания» (Нижний Новгород, 1996), «Чаепитие на Арбате» (1996),
- Булат Окуджава. 20 песенок для голоса и гитары.- Краков: Польское муз. изд-во, 1970.- 64 с.
- Булат Окуджава. 65 песен (Музыкальная запись, редакция, составление В.Фрумкин). Ann Arbor, Michigan: Ardis, т.1 1980, т.2 1986.
- Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты. Составитель и автор вступительной статьи Л. Шилов, музыкальный материал записан А.Колмановским с участием автора).- М.: Музыка, 1989.- 224 с.
ПОСВЯЩЕНИЕ БУЛАТУ ОКУДЖАВЕ (ст.Игоря Хомечко)
Игорь Хомечко 15.03.2012 21:33:02 Здравствуйте, Николай! Хоть и трудно иногда подобрать точные слова для того, чтобы объяснить выстраданные образы. Знаете, когда я бываю в современной Москве, я теперь стараюсь обходить Арбат стороной именно потому, что помню и люболю ТОТ нежный и добрый Арбат. На нынешний Арбат просто невозможно смотреть без слез. Эта торжественная парадность, одним из наглядных проявлений которой стали бесчисленные крикливые и бесвкусные вывески и витрины фактически убила теплое изящество ТОГО Арбата. Не осталось в этом Арбате, парадном и равнодушно-холодном ничего из духовности ТОГО Арбата. Вот недавно на глаза попался крик о помощи Ольги Окуджавы — музей Булата Шалвовича на Арбате на грани банкротства и закрытия, и это тоже вполне в духе НЫНЕШНЕГО Арбата: Арбату, делающему деньги на иностранных туристах, естественно, уже не до культуры и духовности его прежних обитателей. Воистину, черная неблагодарность: среди целого ряда бутиков, делающих на тамошних туристах сумасшедшие прибыли не нашлось ни одного, чей бы владелец просто бы вспомнил хотя бы, что может быть, отчасти благодаря Булату Шалвовичу Арбат стал известен. Не нашлось ни одного, который бы вспомнил об этом и поддержал бы материально этот музей, существующий только на энтузиазме вдовы Булата Шалвовича. Невероятно больно, стыдно и обидно от всего этого! До чего же все мы порой бываем духовно черствы и беспощадны даже к лучшим из нас — наглядное полное забвение идеалов, о которых всю свою жизнь говорил и пел Булат Шалвович. Не знаю, смог ли я Вам объяснить, Николай, смысл образа «фейерверком витрин по Арбату бушуют метели». Честно говоря, искренне хочется, чтобы Вы поняли его, отсюда и мое, наверно, излишнее многословие. Что касается нежности голоса — нежность и романтизм во всей его поэзии, во всем его творчестве. Именно нежность и любовь, любоавь к миру, любовь к людям, его окружающим и принесли Булату Шалвовичу всенародную любовь. Конечно, его голос был и душевным, и проникновенным, и тихим, полностью согласен, но он был еще и нежным. Возьмите хотя бы его песню «Заезжий музыкант» — столько его голосе нежности и любви, целый вихрь чувств. Дети, кстати, прекрасно чувствующие все эти незаметные порой нам, взрослым, нюансы своей нежной еще не задубелой от жизненного опыта душою, часто выбирают именно «Заезжего музыканта», когда им предлагают песни Булата Шалвовича. Наверное как раз именно поэтому. Насчет совести эпохи — уже говорил в своем комментарии, полностью согласен с тем, что гораздо правильнее будет «совесть нашей эпохи». С добром, Игорь.
Киносценарии
- «Верность» (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; Постановка: Одесская киностудия, 1965);
- «Женя, Женечка и „катюша“» (1967; в соавторстве с В. Мотылем; Постановка: Ленфильм, 1967);
- «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);
- «Мы любили Мельпомену…» (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен).
Кинематографическая деятельность Окуджавы: работа в кадре
Игровые фильмы
• 1962 «Цепная реакция» (Мосфильм), первое появление на экране
- 1963 — Застава Ильича («Мне двадцать лет»), Киностудия им. М.Горького
- 1977 — Ключ без права передачи, Ленфильм
- 1985 — Законный брак, Мосфильм
- 1986 — Храни меня, мой талисман, Киностудия им. А. П. Довженко
Документальные фильмы
- «Я помню чудное мгновенье» (Ленфильм);
- «Мои современники», Ленфильм, 1984;
- «Два часа с бардами» («Барды»), Мосфильм, 1988;
- «И не забудь про меня», Российское телевидение, 1992.
Ссылки
- Окуджава, Булат Шалвович в библиотеке Максима Мошкова
- Марш ВДВ, написанный по мотивам песни Б. Окуджавы
- Редкие фотографии Булата Окуджавы. Фотограф — Михаил Пазий
- Стихи Булата Окуджавы в Антологии русской поэзии
- стихи Булата Окуджавы на Стихии
- Юрий Рост. Война Булата: интервью
- Михаил Федотов. Первый и последний. — «Старое литературное обозрение» 2001, № 1(277) (о Басаеве)
- Феликс Медведев. Запретная любовь Булата Окуджавы. Жизнь и смерть поэта в воспоминаниях Натальи Горленко. — «Версия», № 17 за 2004 год.
- «Встречи в зале ожидания.» Воспоминания о Булате
- Bard-cafe A
- Bard-cafe B
- Bard-cafe C