Россия, Москва
Телефон:
+7 (499) 264-45-.. Показать номер
Пн-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vk email

«Вас много, а Райкин — один!» Какой была настоящая жизнь великого артиста

Полное имя: Аркадий Исаакович Райкин

Дата рождения: 24 октября 1911 г. Знак зодиака: Скорпион Возраст: 76 лет Место рождения: Рига Национальность: Еврейская Дата смерти: 17 декабря 1987 г. Деятельность: Актер, режиссер Рост: 163 см Образование: Российский государственный институт сценических искусств Семейное положение: Был женат Супруг(а): Руфь Марковна Райкина-Иоффе Дети: Екатерина Райкина, Константин Райкин Ссылки: Википедия

Биография Аркадия Райкина

Аркадий Исаакович Райкин родился в Риге, в семье портового бракера (работник, определяющий качество товара) строительного леса Исаака Владимировича Райкина и Леи (Елизаветы Борисовны) Райкиной (в девичестве Гуревич). Учась в школе, он увлекался театром, даже посещал драмкружок. На любительскую сцену он впервые вышел девятилетним мальчиком.

Место, где родился, Райкин любил всю свою жизнь. Но главным городом стала культурная столица – Петроград (Ленинград) — куда семья переселилась в 1922 году. А главным местом вне зависимости от ее расположения в пространстве – сцена.

В 1935 году Аркадий Райкин окончил Ленинградский техникум сценических искусств. Он стал артистом вопреки желанию родителей. Он многое делал вопреки чужим влияниям и потому сам так существенно повлиял на свою эпоху и своих современников.

«Волшебная сила», 1970 год

Художественный музыкальный фильм «Волшебная сила» снял режиссёр Наум Бирман. Семейный мюзикл состоит из трёх новелл: «Мстители из 2-го “В”», «Здравствуй, Пушкин!», «Волшебная сила искусства». А последняя из них, в которой главную роль исполнил Райкин, стала самой популярной. Знаменитый артист сыграл в ней ученика, который помогает своей скромной пожилой учительнице приструнить хамов-соседей по коммуналке.

Самое интересное, что разница в возрасте между Райкиным и Ириной Гошевой, исполнившей в фильме роль его бывшей учительницы, составляла всего 7 месяцев, однако это не стало помехой для талантливых артистов, а новелла сразу полюбилась советским зрителям.

Аркадий Райкин и театр

Ленинградский ТРАМ Театр рабочей молодежи – образец пролетарского искусства. Именно здесь начинал Райкин — активный и энергичный, готовый всего себя отдать великому делу построения социализма. Да, 1930-е годы актеры тоже строили социализм. Играли передовиков, стахановцев, комсомольцев или молодых врачей.

Вполне возможно, что Райкин был бы великим киноартистом, но в конце 1930-х на экраны его не тянуло. Манило на сцену: помериться силами со зрителями. То ли он их насмешит, то ли они его освищут.

И Райкин набрал труппу артистов. Так в Ленинграде появился первый и единственный частный театр – Театр миниатюр. Конечно, по документам он числился государственным. Директора назначали власти, а Аркадий Исаакович являлся лишь худруком. Но это был именно его театр, где все было подчинено ему. И были те артисты, которые это понимали. Он никогда не говорил: «Мой театр», а говорил: «Наш театр».

Театр миниатюр — это театр одного актера. На большие роли здесь никто не мог рассчитывать, остальные актеры были лишь на подхвате и шли на это осознанно. Он очень обижался, когда от него уходили люди, или когда приходилось с кем-то расставаться по каким-то причинам, Райкин это воспринимал болезненно. А актеров называл своей семьей.

Великая Отечественная война застала артиста врасплох. Райкин, к тому времени уже глава семьи из трех человек, включая дочь Катю и жену Руфь. Когда началась война, 3-летнюю Катю пришлось эвакуировать в Ташкент. Родители не хотели брать ее на войну, оставили чужим людям. А сами ездили на фронт с артистической бригадой, выступали перед бойцами.

После войны Аркадий Райкин с семьей вернулся в Ленинград, в Театр Миниатюр. Он очень быстро набрал популярность. А главная идея: сатирой улучшить качество советского человека. К зрительному залу он относился с большим трепетом. В его личности заключалась огромная сила, словно поток электрической энергии могла зарядить ближнего, а могла и крепко ударить.

Интересные факты

Во время того, как Райкин в 30 х набирает популярность, на него обращает внимание Сталин. Аркадия приглашают на юбилей Иосифа Виссарионовича. Сажают его не на периферию с остальными выступающими, а прямо напротив Сталина. Когда приходит время для его выступления, Райкин встает и показывает единственную миниатюру.

image Аркадий и Константин Райкины

В конце Иосиф Виссарионович поднимается и начинает аплодировать, за ним встают присутствующие. Вождь предлагает тост за артиста Райкина. Аркадий говорит: «Я могу и других типов показать». Одобрительный кивок, и актер показывает миниатюру, вождь встает, за ним – остальные и аплодируют. Райкин продолжает, демонстрируя еще 14 сценок.

В июне 1941 Райкин выезжает с гастролями в город Днепропетровск. Выступление намечено 22 числа, в субботу 21 числа артистов приглашают на банкет по случаю их приезда. Там присутствовал Леонид Ильич Брежнев, на тот момент секретарь Днепропетровского обкома. Он решил приударить за Руфь, женой Аркадия Исааковича.

Весь вечер уделял повышенное внимание, рассказывал анекдоты, подливал вина и приглашал танцевать. Райкин, стиснув зубы, терпел, а внутри все клокотало злостью. Супруги в гостиничном номере серьезно скандалили. А утром было объявлено о войне.

Артистам пришлось срочно вернуться. Уже во время войны на Малой Земле судьба свела артиста и Брежнева. Будущий генсек был в звании полковника. Они действительно подружились, проехали вместе несколько тысяч километров, практически по всем фронтам.

Мифы и реальность об Аркадии Райкине

С начала 1950-х Театр миниатюр был в постоянных разъездах. Три месяца выступали в Ленинграде, два – в Москве, в остальные колесили по всему Советскому Союзу.

Личность Райкина начала обрастать мифами. На самом деле, за одно выступление Райкин получал всего 24 рубля. А львиная доля заработка уходила на театр, на большую семью. Квартира да автомобиль «Волга» – вот и все достояние. Дачу Райкин всю жизнь только снимал на лето. А остальное лишь мифы о том, что актеры живут богато, что Райкин собирается уехать в США, что переправляет бриллианты в Израиль и спонсирует мировое еврейство.

Однако к концу 60-х ленинградские власти крепко взялись за артиста: вымарывали из монологов слова, фразы. Но высшая точка накала — 1970 год. В ту весну пышно отмечалось 100-летие со дня рождения вождя Ленина. Райкин, как сатирик актуальный, тоже отозвался: поставил спектакль «Плюс-минус». Автор Леонид Лиходеев отыскал малоизвестные цитаты Ленина, которые обрели новый, почти контрреволюционный смысл. В ЦК Компартии был отправлен донос и театру запретили выступать в Москве и Ленинграде. Отправили на длительные гастроли. После этого у Аркадия Исааковича случился инфаркт.

Но к середине 1970-х давление со стороны цензоров на Райкина значительно уменьшилось. Со своим театром он гастролирует по миру, в частности, в Англии, где артисту заплатили баснословный гонорар. Правда валюта отошла государству. А Райкину достались восторженные отзывы в прессе.

Советское телевидение тоже не прошло мимо: в 1974 году снимается знаковый фильм «Люди и манекены». Мастер перевоплощения, он в любом образе смотрелся органично. А вне сцены становился самим собой: спокойным, немногословным, человеком с потаенной грустью во взгляде.

В 1975 году в семье Райкиных случилось несчастье: любимую супругу Рому парализовало. Аркадий Райкин и сам стремительно терял здоровье. Вскоре пришлось переехать из Ленинграда в Москву — там лучшие врачи, там дети. Но тогдашнее руководство города не отпускало его, чтобы сделать ему больно. Тут и пригодилось давнее знакомство с Брежневым. Бывший полковник поддержал бывшего фронтового артиста.

«Мир дому твоему» — последний спектакль Райкина. Он репетировал его вместе с автором Семеном Альтовым, уже будучи тяжело больным человеком. Недруги говорили: «Райкин уже не тот! Лучше бы ушел со сцены красиво, вовремя». Но сцена для него была лучшим лекарством.

Незадолго до смерти (уже было время начала перестройки), Аркадий Исаакович поехал в турне по Америке. Говорил на сцене тихо, подводила память, изменилась мимика, но это был он, тот самый, всеми любимый Райкин.

«Лестница славы»

Жизнь Райкина представляется гармоничной, чуть ли не идиллией. Карьера — стремительной, с весомыми заслугами: народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Соцтруда. Семья — обожаемая жена, дочь. А ещё он «родил» талантливого сына и «построил» дом — театр «Сатирикон», носящий сегодня его имя. Мужскую программу, таким образом, выполнил.

Детство своё он вспоминал с удовольствием — Рига, Рыбинск, наконец Петроград. Дружная еврейская семья, четверо детей, папа занимался торговлей лесом, мама — домохозяйка. Жили скромно, интеллигентно, в Петрограде — у родных, в коммуналке с 26 соседями. Но о трудностях эпохи примусов и общих уборных Райкин рассказывал спокойно и просто: и вправду, кому тогда было легко? Главное — с 6 лет в его жизни появился театр. Правда, сначала он влюбился в цирк, и позже, когда сообщил отцу, что хочет «в актёры», Исаак Давидович отрезал: «Еврей — клоун? Ни за что!» Тем более что в роду у них были медики — это ж, как говорится, две большие разницы. А он позже говорил: «То дело, которому я служу всю свою жизнь, — тоже в известной степени врачевание».

Райкин подавал большие надежды в живописи, ему прочили Академию художеств. Он же всё бегал тогда, школьником, в Александринский театр и «добегался» до того, что билетёрши пускали его бесплатно. Упоённо играл в самодеятельности, дебютировав в 6 лет в роли, можно сказать, трагедийной — убитого купчика. А уже в школе, в драмкружке (им руководил Юрий Юрский, отец известного актёра Сергея Юрского), его больше потянуло к эстраде «с сатирическим уклоном». С середины 30-х, по окончании Ленинградского института сценических искусств, Райкин был буквально нарасхват: снимался в кино (в его фильмографии всего 17 фильмов — понял, что это не его), стал худруком Театра миниатюр, выиграл I Всесоюзный конкурс артистов эстрады.

Аркадий Райкин, 1980 год. Фото: www.russianlook.com

Названия его миниатюр — поразительно! — могут стать сюжетами его жизни: по «лестнице славы» он взбирался стремительно и легко. Так, как всю жизнь не выходил, а выбегал на сцену.

В 1939-м Райкин даже познакомился со Сталиным… Режиссёр Николай Акимов, известный остряк, сказал как-то Райкину в те страшные 30-е: «Неужели мы с тобой такое дерьмо, что нас даже не посадили?» А дело было так. Сталину исполнялось 60 лет. Устраивался, понятно, банкет. И на него пригласили молодого и талантливого 28-летнего Райкина! Потом ночной кремлёвский банкет вроде бы отменили, и артист у себя в номере безмятежно уснул. А в пять утра, как говорится, за ним пришли. И доставили к вождю, причём выступать пришлось не в зале, не на сцене — прямо пред светлыми очами, в паре метров. Вождь поднял бокал «за талантливых артистов, таких вот, как вы!».

Он в 26 лет, после рецидива давней, с 13 лет, болезни сердца, стал абсолютно седым. Тогда волосы ему приходилось «чернить», а позже эта белоснежная шевелюра стала ещё одним фирменным знаком его стиля. Срывая с лица очередную «маску», он легко и как-то победоносно отбрасывал разлетавшиеся волосы. «Жизнь человека» — была у него и такая миниатюра. За блестящим фасадом, за этой его, по словам Жванецкого, «абсолютной гениальностью, ошеломляющей, головокружительной, феерической славой» текла обычная жизнь человека — с горестями, утратами и болезнями.В 13 лет он оказался при смерти, о чём врачи и сообщили родителям: безнадёжен! Катался на коньках, простыл, ангина — и тяжелейшее осложнение на сердце. Он выжил. Но сердце болело уже всю жизнь, с валидолом не расставался… И в 1972-м — инфаркт. Райкин отработал тогда предновогодний концерт, хотя сердце болело невыносимо. Но, как ни странно, он говорил: «Если бы я больше щадил себя, точно не выдержал бы напряжения жизни». Ещё в 1956-м друзья говорили его жене, что у него «глаза загнанной лошади», ему тяжело дышать, говорили, что этот его ежедневный огромный труд артиста и худрука — «медленное самоубийство». Но, как рассказывал мне Армен Борисович Джигарханян, однажды он зашёл к Аркадию Исааковичу за кулисы перед спектаклем. Тот лежал бледный, слабый. Джигарханян всерьёз испугался за его жизнь. А через 10 минут Райкин взлетел на сцену — и это был абсолютно другой человек!

Личная жизнь Аркадия Райкина

Аркадий Исаакович и его будущая жена Руфь познакомились в театральном институте. Она стояла в очереди в столовой, он обернулся, увидел ее и спросил, что она здесь делает. Руфь ответила, что учится на первом курсе. А Райкин уже заканчивал вуз. Тогда он пригласил девушку в кино и, не смотря на совсем недавнее знакомство, сделал ей предложение. В 1935 году они поженились, а в 1938 году родилась дочь Екатерина, будущая актриса. В доме всем заправляла Руфь или просто Рома – это ее домашнее имя.

А в 1950 году в семье Райкиных родился сын Константин — абсолютно «закулисный» ребенок. Кстати, артист сына назвал в честь Станиславского. Мальчик везде и всюду был с родителями: на гастролях, в гостиницах, поездах и самолетах. Учился в нескольких школах сразу, в разных уголках страны. Но главные уроки жизни и искусства преподал ему все-таки отец.

Константин, Екатерина и Аркадий Исаакович Райкины

Творческая деятельность Аркадия Райкина

Театр

  • «Любовь и три апельсина»
  • «От двух до пятидесяти»
  • «Избранное-1973»
  • «Его величество театр»
  • «Плюс-минус»
  • «Лица»
  • «Мир дому твоему»
  • «За чашкой чая»
  • «Белые ночи»
  • «Волшебники среди нас»

Фильмография

  • 1933 — «Первый взвод»
  • 1939 — «Огненные годы»
  • 1939 — «Трактористы»
  • 1939 — «Доктор Калюжный»
  • 1941 — «Валерий Чкалов»
  • 1942 — «Концерт фронту»
  • 1954 — «Мы с вами где-то встречались»
  • 1956 — «Концерт артистов ленинградской эстрады и театров»
  • 1957 — «Знакомые картинки»
  • 1958 — «Человек многолик»
  • 1960 — «На сон грядущий»
  • 1961 — «Баня»
  • 1964 — «Когда песня не кончается»
  • 1964 — «Голубой огонек-1964»
  • 1965 — «Новогодний календарь»
  • 1965 — «В первый час»
  • 1966 — «Сказки русского леса»
  • 1967 — «Адрес: Театр»
  • 1967, 1975 — «Аркадий Райкин»
  • 1967 — «На два часа раньше (пантомима «Рыбалка»)
  • 1967 — «Пополам»
  • 1969 — «Вчера, сегодня и всегда»
  • 1970 — «Волшебная сила»
  • 1973 — «Божественная комедия»
  • 1974 — «Петр Мартынович и годы большой жизни»
  • 1974 — «Люди и манекены» (актер, режиссер-постановщик и сценарист)
  • 1985 — «Королевский бутерброд»
  • 1987 — «Мир дому твоему»

Часто задаваемые вопросы

Театр Райкина был хозрасчетной организацией, часть прибыли руководитель мог оставлять себе. Артист получал несколько зарплат: как актер, режиссер, соавтор миниатюр, плюс процент от сбора. Общая сумма гонорара составляла несколько тысяч рублей, актеры театра на это не роптали.

Понимали — главному художнику положено иметь высокие гонорары. Райкин никогда не обижал своих артистов, вкладывал деньги в театр. Ходили байки о его несметных богатствах, был даже пущен слух, что он пытался вывезти брильянты в Израиль в гробу покойной матери. В реальности он имел машину волгу, квартиру и даже дачу на лето только снимал.

Константин Райкин — сын известного отца

Награды и звания

  • 1945 — Орден Отечественной войны II степени
  • 1947 — Заслуженный артист РСФСР
  • 1957 — Народный артист РСФСР
  • 1968 — Народный артист СССР
  • 1971 — Орден Трудового Красного Знамени
  • 1980 — Ленинская премия
  • 1981 — Герой Социалистического Труда
  • 1981 — Орден Ленина
  • 1985 — Орден Отечественной войны I степени
  • Орден Дружбы народов
  • Медаль «За оборону Кавказа»
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира
  • Ильича Ленина»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Ссылка на основную публикацию
Похожее