Россия, Москва
Телефон:
+7 (499) 264-45-.. Показать номер
Пн-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vk email

Олег Ефремов: биография, личная жизнь, семья и дети, фильмы, фото

Краткая биография Ефремова Олега – начало жизненного пути

Полное имя героя нашего повествования – Олег Николаевич Ефремов. Он родился в Москве в 1927 году, в первый день октября. Родителей звали: Николай Иванович и Анна Дмитриевна. Семья Ефремовых проживала в коммунальной квартире на Арбате.

Отец мальчика служил в системе ГУЛАГа бухгалтером. Олегу довелось рано познакомиться с миром уголовников. Часть отрочества будущего актера прошла среди воркутинских лагерей, т. к. отец какое-то время вынужден был служить там.

В школьные годы Олег Ефремов посещал драматический кружок в Доме пионеров. Руководителем той детской театральной группы была Г. Кудашова – бывшая ученица знаменитой студии Михаила Чехова.

Арбатскими друзьями Олега были: Александр Калужский – внук известного мхатовского актера и Сережа Шиловский – сын Елены Булгаковой, вдовы знаменитого писателя. Именно друзья детства уговорили Ефремова пойти учиться в Школу-студию МХАТа.

Вступительная комиссия сразу же обратила внимание на высокого талантливого паренька. Ефремов с легкостью сдал вступительные экзамены и стал студентом театрального вуза. Его педагогами и наставниками были Василий Топорков и Михаил Кедров.

Все годы учебы Олег Ефремов мечтал, что после окончания училища будет играть во МХАТе. Но юноше предстояло пережить большое разочарование: МХАТ не пригласил выпускника в свою труппу. Тогда это казалось Ефремову настоящей катастрофой.

image

Биография Олега Ефремова

Олег Николаевич Ефремов родился 01.10.27 в столице России. Его семья была русской. Национальность – русский, хотя постоянно обсуждались слухи о том, что у него мать еврейка.

Однако, они остались только слухами. В детстве он плотно общался с приемным сыном известного писателя Булгакова Сергеем Шиловским, часто был в гостях дома у известного литератора.

С самого детства актер определился со своей специальностью – он решил стать актером. Ефремов окончил школу-студию МХАТ в 1949, позже проработал в ряде других театров.

В 1956 году Олег Николаевич стал идейным вдохновителем и создателем театра «Современник». Также он руководит МХАТом и МХТ им. Чехова. За свою карьеру актер сыграл огромное количество театральных и кинематографических ролей, а также в качестве режиссера поставил ряд театральных работ.

Ефремов появился на свет 1-го октября 1927-го года. Его отец – Николай Ефремов и мать – Анна Ефремова – творческими людьми не были, но увлечение сына и его стремление стать артистом, всегда поддерживали.

Работа в ЦДТ

Вместо мхатовской сцены актер попал в Центральный детский театр (ЦДТ), что в общем-то было неплохо для старта театральной карьеры. Неизвестно, какие роли достались бы неопытному новичку во МХАТе, а вот в ЦДТ он сразу же стал ведущим актером.

В это время Ефремов играет сложную роль в спектакле «Ее друзья» по пьесе Розова. Критики отмечали талантливую игру актера и не скупились на похвалы. Впоследствии В. Розов станет одним из самых любимых драматургов Ефремова.

В Центральном детском театре наш герой прослужил до 1957 года и сыграл более 20 разноплановых ролей: от Иванушки-дурачка в детской сказке «Конек-горбунок» до Дмитрия Отрепьева в «Борисе Годунове». В том же театре актеру удалось попробовать себя и в роли режиссера. В 1955 году он поставил комедию «Димка-невидимка» по пьесе Коростылева и Львовского.

image

Детство и юность

Олега Ефремова с фактической второй женой Ириной Мазурук познакомила Галина Волчек. В то время девушки дружили, и будущий главреж «Современника» подумала, что эти двое талантливых людей могут стать парой. И не ошиблась.

Артист сыграл пышную свадьбу со сценаристом, когда еще официально являлся мужем Лилии Толмачевой — супруги расстались, но дружили всю жизнь. Новые отношения просуществовали всего 3 года, и в них 9 ноября 1957-го родилась дочь Настя.

Posted by Olya Efremova on Monday, November 26, 2018

Анастасия Ефремова в молодости

Она считалась нежеланным ребенком: отец жил театром, а мать решилась рожать, оказавшись в безвыходном положении по состоянию здоровья (наличие одной маточной трубы). При этом девочке хватало любви главы семейства, а заботы той, что подарила жизнь — нет. И этот факт закалил характер, превратив ее в настоящую железную леди.

Зато бабушка Анна Дмитриевна с дедушкой Николаем Ивановичем души не чаяли во внучке. Последний, руководствовавшийся принципом «любить надо самого маленького», с удовольствием купал ее и гулял с ней.

Когда в семье вдруг появился Михаил, Анастасия не пребывала в восторге, старалась привлечь к себе внимание взрослых, уходя с дачи в лес и устроив переполох. Впрочем, в дальнейшем брат с сестрой стали не разлей вода и поддерживали друг друга.

Что касается общего родителя, то тот относился к детям одинаково, никого не выделяя. С ним у наследницы было полное взаимопонимание.

«У меня с мамой совсем испортились отношения, и пропало взаимопонимание. Я позвонила папе: «Можно я у тебя поживу?». Он сразу согласился: «Ну конечно, только скажи Алле». Алла тогда уехала на гастроли. Как только она вернулась, мы ей сказали, и года 3 я там прожила, пока не въехала в собственную квартиру», — рассказывала Ефремова в интервью.

Знаменитой фамилией она гордилась всегда и, не стесняясь, пользовалась при каждом удобном случае. Например, при поступлении на театроведческий факультет ГИТИСа, где училась вместе с режиссером Владимиром Беляковичем, однажды предложившим ей роль в своем спектакле «Чайка».

Создание театра «Современник»

Одновременно с работой в ЦДТ Ефремов преподает в Школе-студии МХАТ. Постепенно в студийных недрах формируется кружок молодых актеров, мечтающих о возрождении традиций русского Художественного театра. Все они были горячими приверженцами системы Станиславского, которая была немодной в то время.

В 1956 году молодой новаторский коллектив стал именоваться «Студией молодых актеров». Творческое ядро зарождающегося театра составляли талантливые выпускники мхатовской Школы-студии: Галина Волчек, Светлана Мизери, Лидия Толмачева, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Анатолий Эфрос, Борис Львов-Анохин. Руководителем коллектива единогласно был выбран Олег Ефремов.

Первоначально студийцы не имели своей собственной сцены. Они кочевали по различным сценическим площадкам Москвы, порою выступая в обычных рабочих клубах. Именно в то время сложился особый аскетичный стиль, которых был столь присущ раннему «Современнику».

Статус театра ефремовский коллектив получил в 1964 году. Отныне студия будет именоваться «Современник», станет самым передовым и популярным театром столицы и вполне оправдывает свое название. В постановках «Современника» всегда поднимались самые актуальные и острые проблемы современности.

Олег Ефремов, являясь главным режиссером молодого театрального коллектива, одновременно участвует в спектаклях и как актер. Его популярность и авторитет были феноменальными. Но вскоре в биографии Олега Ефремова наступили перемены.

image

Уход из «Современника». Руководство Московским художественным театром

В 1970 году Ефремов неожиданно получает предложение занять место художественного руководителя МХАТа, и он принимает решение покинуть «Современник». В ту пору МХАТ переживал далеко не лучшие времена, по сути там происходил творческий кризис.

Ефремову предстояла нелегкая задача: возродить былую славу старейшего московского театра. С собой режиссер хотел увести всю труппу «Современника», но перейти во МХАТ согласился только Евгений Евстигнеев.

Ефремов буквально вдохнул в умирающий театр новую жизнь. Под его руководством во МХАТе был поставлен целый ряд великолепных спектаклей: «Соло для часов с боем», «Валентин и Валентина», «Чайка», «Сон разума» и т. д. Труппа пополнилась такими выдающимися актерами, как Андрей Попов, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина.

И все-таки даже Олег Ефремов не смог справиться со множеством внутренних проблем МХАТа. Внутри труппы постепенно складываются 2 самостоятельных творческих коллектива, и главный режиссер Ефремов принимает непростое решение о разделе театра.

С 1989 года в Москве стало существовать уже два МХАТа. Один из них стал носить название МХАТ им. Чехова (руководитель Ефремов), другой – МХАТ им. Горького (руководитель Доронина).

Первые влюбленности

Однако настала пора рассказать о личной жизни режиссера. За этим человеком по пятам всегда следовала слава Дон Жуана. Бесконечная вереница любовниц и жен… Биография Олега Ефремова наполнена любовными историями. Он не был красавцем, но женщины в него влюблялись безумно, и сам он не раз пылал от любви и страсти.

Впервые Олег Ефремов сильно влюбился еще в школьные годы, когда был учеником старших классов. Девочку звали Танечка Ростовцева, она была младше Олега на целых два года.

Конечно, они были еще дети. В биографии и личной жизни Олега Ефремова это чувство не нашло продолжения.

Будучи студентом Школы-студии МХАТ, Ефремов питал симпатии к Ирине Скобцевой – первой красавице курса. Молодой человек пытался ухаживать за Ириной, но его постигла неудача: она предпочла другого кавалера и быстро вышла замуж.

Личная жизнь

Олег Ефремов был очень влюбчивым человеком. Друзья шутили, что перед его молчаливым взглядом не может устоять ни одна женщина. Первая любовь настигла будущего актера еще в школе. Ее звали Таня Ростовцева. Она была на 2 года младше Олега. Пытаясь привлечь внимание дамы сердца, влюбленный мальчишка кидал в ее окно детские соски, наполненные водой, пока однажды снаряд не попал в тетю девочки. На этом «роман» закончился, не успев начаться. Таня Ростовцева, когда выросла, вышла замуж за Юрия Никулина.

В Школе-студии МХАТ Ефремов незамедлительно влюбился в первую красавицу театрального Ирину Скобцеву, но девушка вышла замуж за другого. Отвергнутый влюбленный, не особенно переживая, отдал сердце однокурснице Лилии Толмачевой, на которой вскоре женился. Брак просуществовал полгода. Актер влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла Димку в его дебютном спектакле «Димка-невидимка», к тому же злоупотреблял алкоголем. Законная жена не выдержала и ушла. Олег потом жалел об этом.

Вскоре после развода артист обнаружил у себя симпатию к еще одной коллеге. Антонина Елисеева была примой ЦДТ, в котором в тот момент служил Ефремов, к тому же старше актера на 10 лет, да еще и замужем за исполнителем роли принца в знаменитом советском фильме «Золушка». Но сердцу не прикажешь.

Posted by Ирина Тарасова on Thursday, October 1, 2020

Олег Ефремов и его сын Михаил Ефремов

В 1955 году Галина Волчек познакомила Олега Ефремова с 19-летней внучкой полярного летчика Ириной Мазурук. Официально регистрировать отношения пара не стала, но свадьбу сыграли. Вскоре Ирина родила дочь Анастасию. Правда, это не помешало артисту продолжать влюбляться во всех по очереди актрис собственного театра.

Во время первых же съемок в кино у Ефремова вспыхнул страстный роман с партнершей Ниной Дорошиной. В конце концов, Ирина не выдержала и тоже стала принимать ухаживания посторонних кавалеров, с некоторыми из них Олег Николаевич даже познакомился лично. Когда супруг окончательно ушел из семьи, Ирина попыталась покончить с собой. К счастью, женщину спасли.

С Ниной Дорошиной Олег Ефремов расставался не раз, но потом отношения опять возобновлялись. После одного из таких расставаний Дорошина вышла замуж за Олега Даля. Ефремов пришел к ним на свадьбу и объявил, что невеста любит его больше, чем жениха. Даль развелся с Дорошиной через пару месяцев.

В числе любимых женщин Ефремова значились Ирина Мирошниченко и Анастасия Вертинская. Последнюю актер впервые увидел в Ташкенте, на гастролях, и был так поражен красотой «вечной Ассоль», что залез к избраннице в номер по балконам.

Анастасия сделала ремонт в квартире Ефремова и даже купила новую мебель, но Олег так на ней не женился и не дал главных ролей в театре. Роман с Мирошниченко тоже просуществовал недолго.

Последней официальной спутницей Ефремова в личной жизни в 1962 году стала Алла Покровская, дочь знаменитого театрального деятеля Бориса Покровского. Она родила сына Михаила и терпела измены своего знаменитого мужа дольше всех – целых 12 лет.

Михаил Ефремов долго не мог выйти из тени своего знаменитого отца, но теперь он популярный и узнаваемый актер. Его сын Никита, внук Олега Ефремова, также пошел по тернистому пути служения Мельпомене.

Анастасия Ефремова работает в Союзе театральных деятелей с Александром Калягиным, организовывает фестивали, редактирует журнал «Страстной бульвар, 10». Своим детям она поменяла фамилии после развода с мужем.

Сын Олег погиб в 2002 году. Дочь Ольга окончила Щукинское училище, снялась в картинах «Метод Фрейда», «Русский бес», «Корабль». Младший Викентий не дает СМИ повода говорить о себе.

Первый брак

Отвергнутый Скобцевой, Ефремов переживал, но недолго. Вокруг было так много красивых и талантливых девушек. В пору формирования театра «Современник» в сердце молодого режиссера вспыхнула любовь к однокурснице Лилии Толмачевой. Он осмелился предложить ей руку и сердце, она приняла предложение, и пара поженилась.

Этот брак просуществовал всего полгода. Хотя Толмачева искренне любила Олега Ефремова, она не могла смириться с его тягой к спиртным напиткам, которая начала проявляться у супруга еще в молодые годы. К тому же, даже будучи женатым человеком, Олег Ефремов не мог не увлекаться другими женщинами. Толмачева подала на развод.

Через всю жизнь режиссер пронес теплые чувства к своей первой жене. Он всегда отзывался о ней с нежностью.

image

Олег Ефремов приносил дочери в роддом коньяк

Он был великим режиссером. Но его личная жизнь всегда оставалась “за кулисами”. “…Детки мои от разных мужей, когда рождались, были вылитыми Олегами Ефремовыми. Я всегда видела в них надменное, похмельное папино лицо. Маме показывала через окошко роддома мальчика, она отшатывалась: “Ой! Ефремов!” Сильны эти гены, даже не гены, а “Олеги”.” Дочь Олега Ефремова Анастасия рассказывает всю правду о своей семье.

В ее свидетельстве о рождении в графе “отец” стоял прочерк. Родители жили, не расписываясь, и расстались, когда девочке исполнилось три года. Потом папа женился на другой, мама тоже вышла замуж. Настя не видела в этом ничего странного. Подумаешь, у мамы — муж, у папы — жена, но ведь от этого они не перестали быть ее родителями. Но в первый класс девочка отправилась Анастасией Олеговной Ефремовой, законной дочерью известного режиссера.

— Папа прознал, что мамин муж хочет меня удочерить, и пошел в загс, чтобы дать мне свою фамилию. Эта история имела продолжение. Когда много лет спустя я в очередной раз собралась замуж, а ждать совсем не хотелось, мы взяли папу в качестве иконы и повезли его в загс, чтобы ускорить процесс. А там была дама, которая как раз занималась моим удочерением. Она нас мгновенно расписала — в джинсах, свитерах, в чем пришли.

— Ваши родители случайно познакомились?

— Как раз нет. Это знакомство срежиссировала Галина Борисовна Волчек, которая дружила с мамой Ириной Ильиничной Мазурук, работала с папой, и так они оба были ей интересны, что она решила их соединить. В результате появилась я. В тот период у папы произошла гораздо более счастливая история большой любви с прекрасной актрисой Ниной Дорошиной, о чем я знаю в подробностях. Жаль, что у них не было детей.

— Вы маму не спрашивали, почему у них с Олегом Николаевичем не сложилось?

— Почему не спрашивала? У нас с мамой были дружеские отношения, и все это неоднократно обсуждалось с блестящим маминым юмором. Мои родители были гвозди от разных стен. Он не оставил никакой раны на ее сердце, она на его — тоже. Но если мама ко всему относилась легко и весело, то папа даже какую-то неприязнь сохранил. Он не пришел ее хоронить.

— Ваши родители после расставания общались между собой?

— Нет, но для меня это не создавало никаких проблем. Им и сходиться не надо было. Мама была дама очень страстная, абсолютная максималистка в отношениях, а папа в этот момент строил “Современник”, с ним не то чтобы любовь крутить — поссориться было невозможно! А как с ним жить жене, я до сих пор не знаю! Вот дочери — прекрасно. Он такой неприхотливый, мирный по характеру. И раствориться в нем, как многие пытались, было невозможно — он не нуждался в этом. Наивные женские мысли: “Бедный Олежек, такой не обихоженный!” — или этот бред, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок, — все это с ним не пролезало. Его, кроме театра, по большому счету ничего не интересовало. И мама, по-моему, была единственным случаем в его практике из нетеатральной среды.

Вот с Аллой Покровской, своей второй женой (первой была Лилия Толмачева), он теснейшим образом общался и после развода, считал ее лучшим педагогом Школы-студии МХАТ. Они развелись, когда их сыну Мишке 12 лет было.

— Вы говорите, он был мирным человеком, то есть покладистым. Но какие-то вещи с ним, наверное, не прокатывали?

— С ним ничего не прокатывало. На нем я научилась многому в жизни. Например, никогда нельзя прогнозировать разговор с умным человеком. Все наши “сговоры” с братом Мишей чего-то добиться от папы неизменно проваливались — его реакция всегда была непредсказуемой. На понт взять его не удавалось никому. Когда я просила денег, а он не давал, я говорила: “Ты что, на панель меня толкаешь?” Он отвечал: “Каждый труд у нас в почете!” Во всем папа проявлял последовательность. Стоило какому-то, даже важному актеру сделать жест — подать заявление об уходе, папа его мгновенно подписывал.

— Как происходили ваши встречи, если родители не общались?

— Я всегда была кошка, которая гуляет сама по себе; меня ни папа, ни мама блистательно не воспитывали, за что им большое спасибо. Его родители, мои бабушка и дедушка, за исключением короткого периода, всегда жили с папой. Сначала вместе, потом — на одной лестничной клетке. Папа был изумительный сын, почтительный, любящий. Я шла к дедушке и бабушке, потом туда приходил папа, и мы встречались. Или я заходила к нему в театр, который никогда не воспринимался мной как сказка и таинство, это была часть моей жизни. Я могла посидеть на репетиции или зайти в кабинет — папа всегда был досягаем.

Когда я стала взрослой, мечтала забрать его на дачу и жить с ним вместе. Ни мужей не надо, никого, жить только с папой, писать книгу, и чтобы мои дети росли при нем. Я уже устраивала ему кабинет… Папа был болен и отказывался переезжать, пока мы не решим вопрос, где будут проходить репетиции, — ездить в Москву ему было тяжело. Потом сказал, что выпустит “Сирано” и переедет. Он был чисто городской человек, однажды очень удивился: “Волчек-то, оказывается, живет на даче!” Если бы он переехал, прожил бы дольше.

— Он был одиноким по натуре?

— Он стремился к одиночеству, это был его выбор. И отдыхал один. Помню — он в Ореанде в Крыму, а мы с Аллой Покровской и с Мишкой — по соседству, в Мисхоре. Ходили к нему в гости.

— Вам всегда хотелось окружить его заботой. Готовили для него?

— Мне это позволялось. Когда все пытались его накормить в поисках пути к его сердцу, он не очень это одобрял, потому что не хотел чувствовать себя обязанным. А мне он ничем не был обязан. Привозил гостей на дачу: “Наська, приготовь!” В еде был неприхотлив. Любил рыбу во всех ее видах, суп из куриных потрошков, печенку, жаренную с луком.

— Какое-то время вы все-таки жили вместе?

— Да, это было при Аллочке Покровской. Я не сошлась с мамой в каком-то вопросе, позвонила: “Пап, я поживу у тебя?” Он сказал: “Конечно, с Алкой только поговори!” Алла находилась в отъезде, и говорить не пришлось, она приехала и была поставлена перед фактом. Наверное, ей это было не очень приятно: приютить двадцатилетнюю падчерицу. Прямо она не дала мне понять, а нюансов я не чувствовала. Я, честно говоря, человек толстокожий. Мне там было так комфортно, что я не торопилась уезжать, даже когда у меня появилась своя квартира. Так сложилось, что мой отъезд совпал с разводом папы и Аллы.

— А с младшим братом Мишей Ефремовым как у вас отношения складывались?

— Роскошно. Брат у меня замечательный. Когда он был маленький, я с ним много занималась. “Я поведу тебя в музей”, — сказала мне сестра” — это почти про нас с Мишей. Я возила его в парк Горького кататься на аттракционах, он часто приезжал ко мне. Мальчишка еще, но уже на такси. Маленького роста, с невероятной харизмой. Когда говорят, что Миша так похож на отца, я понимаю, что имеется в виду. Конечно, он имеет внешнее сходство, но он и по характеру невероятно похож. У Миши стержень внутренний необыкновенный. Он обладает всеми задатками сильнейшего лидера и способностью мягко подавлять. Когда он приходил из школы со своими друзьями, которым он был по пояс, и они, наклоняясь, заглядывали ему в рот, я не выдерживала: “Ребята, набейте ему морду!” “Что ты! Как можно?” — пугались мальчишки. Миша иногда бывает таким Жириновским от искусства, потому что многое, что позволено делать и говорить ему, не всем бы простилось. И я понимаю, почему это происходит: папино обаяние смертельное в нем присутствует.

— А вы в себе папины черты находите?

— Все время ищу. Мама в сердцах говорила: “Вся в папашу!” — почему-то думая, что меня это обижает. Для девушки, может, и не надо было иметь такое портретное сходство. (Смеется.) С этим связана смешная история.

Когда я родилась и лежала в колясочке на даче в Переделкине, бурно отмечалось какое-то радостное событие.

Вошел человек и сказал: “Нет, ребята, я завязываю, потому что у меня уже глюки: лежит на улице в коляске ребенок с лицом Ефремова!” И детки мои от разных мужей, когда рождались, были вылитыми Олегами Ефремовыми. Я всегда видела в них надменное, похмельное папино лицо. Маме показывала через окошко роддома мальчика, она отшатывалась: “Ой! Ефремов!” Сильны эти гены, даже не гены, а “Олеги”!

— Настя, когда стали осознавать, что вы дочь знаменитого человека?

— Всегда, это у меня в крови. Я об этом не забывала. Просто жить с ним в одно время уже было счастье. Он был так обаятелен и так к себе притягивал, что хотелось быть рядом, а для этого надо было соответствовать.

— Олег Ефремов к вам в школу когда-нибудь приходил?

— Никогда. Однажды очень просили, чтобы пришел и рассказал о войне, и очень долго пришлось объяснять, что по возрасту он никак не мог быть участником Великой Отечественной. Учителя же по фильмам судят. Один раз папа меня навестил, когда я в больнице на сохранении лежала, — случай, когда надо было поторговать лицом, чтобы ко мне по-особому отнеслись. Папа пришел и почему-то принес мне коньяк. Все эти чисто отцовские ситуации: гулять, забирать из садика, читать перед сном — не про нас. На мой взгляд, правильный отец выше должен быть — не рядом, не плечом к плечу.

— А обиды на отца были?

— Папа был всегда прав. Я никогда на него не обижалась. Помню случаи, когда он бывал резок. Но я никогда не позволила себе усомниться в его правоте, кроме одного раза, когда очень мне не нравилась дама, которая тогда была рядом с ним. Не называю фамилии, чтобы не делать ей рекламу. И я позволила себе нелицеприятно высказаться, о чем до сих пор жалею, потому что папа расстроился и стал как-то оправдываться: “Это совсем не то, что ты думаешь…”

— Вы не ревновали к дамам его сердца?

— Никогда. Слухи насчет папиных романов сильно преувеличены. Может, в него и влюблялись пачками!

Возможно, во времена строительства “Современника” так и было: любовь носилась в воздухе. Когда началась серьезная работа подъема МХАТа, стало не до баловства. Его увлечения могу пересчитать по пальцам одной руки. А из того, что было знаковым и серьезным, — всего два случая.

— А вы советовались с ним, когда собирались замуж?

— Мне, конечно, хотелось, чтобы он принимал более активное участие в моей личной жизни. И поделиться, и посоветоваться, и притащить женихов домой — все это было. Папа как-то ночью заходит, открывает дверь: “Наська, сигаретка есть?” А у меня жених лежит в постели. У Володи сдают нервы, он включает свет. “Пап, — говорю, — это Володя, он ножку подвернул, поэтому остался”. Папа садится: “О! У вас тут винишко есть! Принеси нам что-нибудь!” И они полночи разговаривали про театральное искусство, а я подавала закуску. А на следующий день Володя говорит: “Олег Николаевич, я хотел просить у вас руки вашей дочери”. — “Конечно, конечно!” Он не вмешивался. С последним мужем я металась: “Расхожусь, расстаюсь!” — завела себе другого, привожу к папе: “Вот!” Папа посмотрел: “Я все понимаю, но зачем рыбу-то на рыбу менять?..”

— Олег Николаевич был щедрым человеком?

— Нет. Он и богатым никогда не был. Борис Ноткин недавно в беседе с братом Мишей заявил: “Ваш отец был одним из самых состоятельных людей советского периода!” Миша сказал: “Следующий вопрос, пожалуйста”, потому что это даже не обсуждается. Папа, конечно, имел возможности зарабатывать довольно большие деньги, но ему это было не нужно. Как и многое другое. Например, только после смерти в его бумагах мы обнаружили документы на гараж, которым он никогда не пользовался.

— Случалось, что он отказывал вам в денежных просьбах?

— Безусловно. В то же время он мог дать мне большие по тем временам деньги на джинсовый комбинезон — не самую необходимую вещь в жизни. Привозил нам с Мишей красивую одежду из-за границы по спискам, которые мы вместе с братом составляли. А как-то я пришла и сказала: “У меня болен сын, и нет денег на лекарства”. (Настя артистически заламывает руки.) Потом я поняла, какой это пошлый и запрещенный прием. Потому что я, требуя денег для больного ребенка, не оставляла папе выбора. По-моему, он все-таки не дал. Причем он никогда не говорил: “Не дам!” Он просто отвечал: “Нету!”

— А подарки помимо одежды он вам делал?

— Ни колец, ни серег папа мне не покупал. Но он мне дом подарил, в котором я живу. Проект делался вместе с ним, он близок мне, моему внутреннему мироощущению, — туда не вписываются безделушки-финтифлюшки. Во всем — строгость, аскетизм.

— Олега Ефремова трудно включить в традиционную систему уютного дома?

— Он такой надбытный человек был. Папины тапочки, папина пижама — не помню ничего такого. На нем даже не держался парфюм. У него всегда были белые воротнички, которые не пачкались. И когда люди пишут, что он жил один в неухоженной квартире, — это не так. И женщина приходила раз в неделю убираться, но от папы даже не исходило беспорядка — он там как бы не жил: не было ни книг, ни записей. Я пыталась его очеловечить для себя. Когда стала ездить за границу, привозила подарки. Чашечку с надписью “Я люблю моего папу!” или антикварные штучки с гравировкой. Потом нашла какую-то старенькую замшевую курточку, которая до сих пор висит у меня в прихожей на вешалке. Она тоже ничем не пахнет.

— А у вас было чувство тыла, которое может дать отец?

— Я поняла это, только когда папы не стало. Это даже не тыл был, а гранитная, железобетонная стена за моей спиной — огромная, неколебимая, и когда она рухнула, я не могла поверить, что ее больше нет. Мы с Мишей вдвоем тогда сидели почти неделю — ждали театр, без которого не могли папу похоронить. Миша говорил: “Я словно вижу его таким огромным, и он идет мне навстречу”. А я чувствовала другое: сзади была пустота, а под ногами — воронка.

— За что вы ему благодарны?

— Меня бы три раза не было, если бы не он. Во-первых, он меня родил биологически, во-вторых, в этом доме началась моя новая жизнь. И наконец, когда папы не стало, наступило время подведения итогов. Мне пришлось собраться и измениться — снять розовые очки и признаться себе, что я скорее танк, нежели эльф. До сих пор он ведет меня по жизни, я часто корректирую свои мысли и поступки с его позиции.

— Не секрет, что Олег Николаевич любил выпить. При этом мог быть совершенно обворожительным.

— Единственный человек, которого я воспринимала в пьяном виде, был мой папа. Это ханжество с моей стороны, потому что я и сама себе не отказывала. Когда близкие люди выпивают, почему-то их трудно воспринимать. Единственное — меня волновало его здоровье, поэтому старалась рюмочку отодвинуть. Под алкоголем папа был мил, добр, много обещал, но никогда ничего не подписывал. Не знаю, с кем еще так хорошо выпивалось, как с ним. Правда, Миша говорит, что со мной тоже хорошо выпивать.

— Вы его всегда понимали?

— Нет, конечно. Почему-то он никогда не делал скидок на возраст, пока я была маленькая, и обсуждал со мной театральные вопросы. Но когда я повзрослела и стала что-то понимать, он почему-то перестал это делать. Я редко ходила к нему на репетиции. Как-то попала на репетицию спектакля “Эльдорадо”. Там взрослые дети приходят в гости к родителям на Новый год. И героиня умиляется: “Вот она, моя кукла!” А кукла новая, просто из магазина. Я говорю: “Пап, но она же совершенно новенькая”. Он отвечает: “Это неважно”. Я до сих пор не могу с ним согласиться в этом вопросе.

— Вы подарили ему троих внуков: Олега, Ольгу и Викентия. Старший получился полным тезкой — тоже Олегом Ефремовым.

— В школе он носил фамилию своего отца. А потом, когда папы не стало, мы с его отцом решили, что Олег должен взять мою фамилию. И сын стал тренировать новую роспись. Я оторопела, когда увидела эту знакомую сложную, длинную, абсолютно зеркальную роспись. Мистика какая-то! Они и внешне похожи были необычайно, особенно в 20 лет.

— Он вам когда-нибудь снится?

— Он мне приснился только один раз — накануне смерти моего сына Олега. Я пила снотворное, мне очень хотелось, чтобы папа приснился. Мне все казалось, что он что-то не объяснил и не сказал, а на самом деле он все объяснил и все сказал — просто понимание приходит позже. Вдруг мне снится, что я где-то в гостинице, не в Москве, и входит папа в своем синем пальто, кашне, с дорожной сумкой и говорит: “Вот я и приехал! Что-то меня не встретил никто”. Потом кто-то мне сказал, что когда снятся умершие родственники, они приходят за кем-то. А через два-три дня после этого сна погиб мой мальчик. Я говорю себе, что просто папа пришел за ним, и когда-нибудь я их обоих там встречу — моих Олегов…

Вторая жена

Как-то раз Галина Волчек познакомила Ефремова с молоденькой симпатичной девушкой Ириной Мазарук – внучкой именитого полярного летчика. Ирине в то время было всего девятнадцать лет, но она уже успела побывать замужем и развестись.

Ефремов и Мазарук решили не расписываться в ЗАГСе, а ограничиться гражданским браком. Свадьбу, однако, сыграли. Этот союз тоже не продержался долго. Они были слишком разные. Режиссер постоянно пропадал в театре.

Женщина очень ревновала мужа и часто закатывала скандалы. Правда, личная биография жены Олега Ефремова – Ирины Мазарук, тоже была далеко не безупречна. Как-то раз она забыла на столе дневник, в котором описывала свои отношения с другими мужчинами. Ефремов прочитал эти откровения и не смог простить супругу.

Когда Ефремов сообщил Мазарук о решении расстаться, та в отчаянии пыталась покончить с собой (разрезала вены). Но даже это не заставило режиссера вернуться.

Роман с Ниной Дорошиной

Об отношениях ведущей актрисы «Современника» Нины Дорошиной и главрежа Ефремова в шестидесятые годы судачила вся Москва. Их взаимная симпатия проявилась еще в 1955 году, когда они вместе снимались в фильме «Последний эшелон».

Ниже их пару можно видеть на фото. Олег Ефремов, биография и личная жизнь которого всегда была наполнена любовью вперемешку с творчеством, увлекся Ниной, а она так просто потеряла голову от любви.

Режиссер и актриса то сходились и жили вместе, то расставались, но через какое-то время, понимая, что не могут друг без друга, снова воссоединялись. Казалось, этому не будет конца.

В один из периодов охлаждения Нина Дорошина приняла решение выйти замуж за Олега Даля. На свадьбу явился Ефремов и, подняв бокал, заявил, что невеста все-равно любит только его. Это нанесло Далю сильную душевную травму, актер исчез почти на две недели, и никто не знал где он находится.

Дорошина пробыла в статусе жены Даля около 2 месяцев, после чего подала на развод и сбежала к Ефремову. Говорят, что она любила его всю свою жизнь. А он? Биография Олега Ефремова и личная жизнь шли по привычному сценарию. Он просто не мог долгое время любить какую-то одну женщину.

image

Биография анастасии ефремовой дочери олега ефремова

«Папа пришел на свадьбу Нины Дорошиной и Олега Даля и, посадив невесту к себе на колени, обратился к жениху: «Олег, никто, кроме нас с тобой, так не любит эту бабу!» После этого Даль пропал на две недели…»

Анастасия Ефремова — един­ственная дочь Олега Ефре­мова, которую родила ему сценаристка Ирина Мазурук. Об этом отрезке жизни Олега Николаевича мало что известно. Кто была эта женщина и почему семья распалась? Об этом и о многом другом Анастасия Олеговна рассказала впервые.

«Я — ровесница «Современника», родилась как раз в то время, когда папа создавал театр. Тогда же возникла папина-мамина семья, которой было отмерено всего три года. Девяносто пять процентов времени он проводил в театре, а пять процентов оставалось на жен, детей, подруг и все остальное. Папа всегда стремился к одиночеству. Всю жизнь рядом с ним были родные, жены, но это ничего не меняло. Я думаю, может быть, он вообще не был создан для семейной жизни. Уж во всяком случае, не с такой женщиной, как моя мама, которая требовала от мужчины большого внимания и бешеной любви. Моя мама была женщиной до мозга костей…

В графе «отец» стоял прочерк

Мой дедушка, Илья Мазурук, был героем Советского Союза, полярным летчиком, «сталинским соколом»,

который снимал со льдины папанинцев. Разумеется, они жили не бедно. Достаточно сказать, что бабушке вручили ордер на жилье в Доме на Набережной, который в те годы несколько опустел по известным причинам, и она сама выбрала там «скромную» пятикомнатную квартиру. И тем не менее с моим дедом бабушка рассталась, уйдя вместе с дочерью к молодому писателю Вадиму Кожевникову, который написал «Щит и меч». Сначала они жили небогато, а потом Кожевников получил во владение дачу в Переделкино и большую квартиру в Лаврушинском переулке, куда мама и привела впоследствии папу. Мама была неординарной женщиной. Как я теперь понимаю, вероятно, по уровню дарования она не уступала папе. Окончив сценарный факультет ВГИКа, она писала рассказы, публиковалась, стиль ее был безупречен. Говорят, по ее сценариям

до сих пор учат студентов. Конечно, она вращалась в литературно-театрально-богемных кругах. Было тогда в Москве такое популярное место — Коктейль-холл, где собирались после спектаклей, обсуждали премьеры, знакомились… Посещать это место было модно. Сохранилось письмо, в котором мама пишет другу, уезжавшему на время из Москвы: «Пока тебя не было, произошли два события — закрыли Коктейль-холл, и я вышла замуж за Олега Ефремова».

На самом деле официальной регистрации в загсе не было, потому что папа в то время был женат на актрисе «Современника» Лилии Толмачевой. Он с ней уже не жил, но и развестись тогда было непросто. Поэтому, хотя мама с папой и сыграли пышную свадьбу, это был гражданский брак. И в моем свидетельстве о рождении в графе «отец» стоял прочерк.

Самый долгий брак

Казалось, что режиссер не способен на длительные отношения.

Но в личной биографии Олега Ефремова существовал период длиной в 12 лет, когда он был женат на актрисе Алле Покровской. Они познакомились в начале шестидесятых годов. В 1962 году Покровская стала третьей женой режиссера. Этот брак просуществовал гораздо дольше других.

Покровская был очень уравновешенной женщиной и длительное время смогла мириться с регулярными загулами талантливого мужа, но и ее терпению пришел конец. Так что этот союз тоже в конце концов распался.

Анастасия Ефремова сейчас

До рокового 8 июня 2020-го, когда Михаил Ефремов устроил смертельное ДТП, его единокровная сестра спокойно жила на даче, где проводила счастливое время за чтением детективов и прогулками с собакой.

«Я не знаю, кто сидел за рулем. Конечно, там сидел другой человек. Я сейчас не имею с ним прямого общения. С ним могут разговаривать жена и дети. Я его в суде видела. Он подавлен был в первые дни. К последнему заседанию собрался. Есть много людей, которые его любят, так что не надо вешать на него все».

Впоследствии женщина делилась в интервью собственным видением произошедшего и сообщала журналистам о намерении обратиться в Европейский суд, недовольстве защитой Эльмана Пашаева и самочувствии брата в изоляторе.

Но нервы изменили железной леди, когда в октябре Мосгорсуд смягчил артисту срок с 8 всего до 7,5 лет. Мысли по этому поводу дочь Олега Ефремова публиковала на личной странице в «Фейсбуке», в итоге не сдержавшись и пожелав смерти от коронавирусной инфекции адвокату Александру Добровинскому.

Дети Олега Ефремова

Биография нашего героя будет неполной без небольшого рассказа о его детях. Олег Ефремов дважды становился отцом. В недолгом гражданском браке с Ириной Мазарук у Ефремова родилась дочь – Анастасия. После расставания с женой режиссер продолжал заботиться о ребенке. Когда Настя выросла, она стала театроведом.

Алла Покровская в 1963 году родила Ефремову сына – Михаила. Сегодня Михаил Ефремов – известный актер кино и театра. Он унаследовал от отца очень многое. Это и талант, и внешность, и любвеобильность (Михаил женился 4 раза).

Биография

После смертельного резонансного дорожно-транспортного происшествия с участием Михаила Ефремова летом 2020-го его ближний круг хранил достаточно продолжительное молчание. Только спустя несколько месяцев на откровенный разговор о ДТП единокровного брата решилась Анастасия Ефремова. Она заявила, что будет защищать актера всегда, призвав публику и коллег сначала досконально разобраться во всем, прежде чем лить помои на обвиняемого.

Работа в кино

Рассказывая о биографии Олега Ефремова, мы еще ничего не упомянули про его многочисленные роли в кино. А ведь именно благодаря им наш герой стал любимцем многомиллионной советской аудитории.

Впервые Ефремов попробовал себя в качестве киноактера в картине Михаила Калатозова «Первый эшелон». Премьера фильма состоялась в 1955 году. Дебют был успешным. Все последующие годы Ефремов снимался в кино регулярно.

Далеко не все его работы были удачными. Но некоторые ефремовские киноперсонажи просто гениальны. Например, Максим Подберезовиков из лирической комедии Рязанова «Берегись автомобиля» или таксист из фильма «Три тополя на Плющихе».

image

Фильмография

Олег Ефремов снялся в 95 фильмах. Вот самые известные из них:

  • «Первый эшелон»;
  • «Тугой узел»;
  • «Рассказы о Ленине»;
  • «Исполнение желаний»;
  • «Трудное счастье»;
  • «Испытательный срок»;
  • «Мой младший брат»;
  • «Три толстяка»;
  • «Живые и мертвые»;
  • «Вызываем огонь на себя»;
  • «Звонят, откройте дверь»;
  • «Война и мир»;
  • «Берегись автомобиля»;
  • «Еще раз про любовь»;
  • «Айболит-66»;
  • «Три тополя на Плющихе»;
  • «Штрихи к портрету»;
  • «Мама вышла замуж»;
  • «Гори, гори, моя звезда»;
  • «Бег»;
  • «Король-олень»;
  • «Вся королевская рать»;
  • «Случай с Полыниным»;
  • «Здравствуй и прощай»
  • «Ты и я»;
  • «За все в ответе»;
  • «Ольга Сергеевна»;
  • «Москва, любовь моя»;
  • «Вечно живые»;
  • «Дни хирурга Мишкина»;
  • «Рудин»;
  • «Открытая книга»;
  • «Враги»;
  • «Комиссия по расследованию»;
  • «Честное слово»;
  • «Когда я стану великаном»;
  • «Однажды двадцать лет спустя»;
  • «Мнимый больной»;
  • «Было у отца три сына»;
  • «Инспектор ГАИ»;
  • «Графоман»;
  • «Шофер на один рейс»
  • «Продлись, продлись, очарованье»;
  • «Чужая жена и муж под кроватью»;
  • «Батальоны просят огня»;
  • «Тайна Снежной королевы»;
  • «Полет птицы»;
  • «Первая встреча, последняя встреча»;
  • «Кабала святош»;
  • «Шапка»;
  • «Ширли-мырли»;
  • «Сочинение ко дню победы»;
  • «Чехов и Ко».

Звания и награды

Дополним биографию Олега Ефремова перечнем наград и регалий, полученных им в разные годы жизни:

  • 1967 г. звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР;
  • 1969 г. звание Народного артиста РСФСР;
  • 1976 г. звание Народного артиста СССР;
  • 1974 и 1983 гг. Государственная премия СССР;
  • 1987 г. Орден Ленина;
  • 1993 г. Орден Дружбы народов;
  • 1997 г. Орден «За заслуги перед Отечеством»;
  • Медаль «Ветеран труда».

Предлагаем еще раз взглянуть на фото Олега Ефремова, биография которого представлена в этой публикации.

image

Уход из жизни

Олег Николаевич Ефремов умер на 73 году жизни, 24 мая 2000 года, после длительной болезни. В день его похорон – 31 мая, к зданию театра в Камергерском переулке, где проходило прощание с великим артистом, невозможно было подойти из-за огромных толп народа.

Почитатели таланта Олега Ефремова в последний раз пришли поклониться своему кумиру и подарить ему прощальные букеты цветов.

Место захоронения Олега Ефремова – Новодевичье кладбище в Москве. Он покоится рядом со своим кумиром – Константином Сергеевичем Станиславским.

Смерть

По словам сценариста и поэтессы Людмилы Петрушевской, в театре все знали, что Олег Николаевич смертельно болен, при том что сам худрук никогда не жаловался. На рабочем месте, дома и в поездах Ефремов возил аппарат, поддерживающий дыхание. Дочь рассказывала, что ни один курс лечения отец не доводил до конца – бросал, как только чувствовал облегчение. И в больнице он не давал спуску окружающим, постоянно работал. За год до смерти для канала АТВ артист читал чеховскую повесть «Моя жизнь».

Режиссер проекта позже поделился впечатлениями:

«Ефремов, являясь главным и единственным центром этой работы, невероятно интересен и загадочен сам по себе. Не деланным внешним выражением, не актерской позой, не „взятой“ ролью или умно рассчитанным поведением. Он интересен своим открытым взглядом, мудрой интонацией, ефремовской манерой говорить и реагировать на собственные мысли и ощущения. От его лица трудно отвести взгляд».

Основатель «Современника» похоронен на Новодевичьем кладбище. Могила расположена в так называемом мхатовском некрополе, рядом с Антоном Чеховым, чье имя носил возглавляемый им театр, и с Константином Станиславским, чьему искусству он поклонялся.

Ссылка на основную публикацию
Похожее